Как написать сочинение по повести «Конотопская ведьма»
Г. Квитка-Основьяненко родился в с. Основа под Харьковом в семье известного помещика. Воспитывался дома, поэтому серьезного образования не получил, но будучи взрослым, принимая участие в общественной и культурной жизни Харькова, много занимался самообразованием и стал довольно просвещенным человеком своего времени. Был на военной и гражданской службе, был послушником в монастыре, но нигде долго не задерживался. Зато с увлечением поддерживал мероприятия по учреждению университета, средних школ, организации театра и т. п. Занимал разные выборные
Сказочная, на первый взгляд, основа повести на самом деле основывается на реальных фактах. Присылая рукопись П. Плетневу, Квитка писал, что «все это основано на рассказах старожилов» и что даже топление мысленных ведьм недавно восстановила помещица соседней губернии. Детально описал писатель очень распространенный в Украине обряд наказания ведьм: «здесь скрутили ей веревками руки и ноги хорошенько, и веревки попродевали в петли, которые на полях, и, пододвинув ее веревками вверх, как плюхнули вместе в воду…
И, как каменюка, пошла на дно, аж пузырьки забулькотели!». А вот в конце концов ведьму нашли. Ею оказалась Евдокия Зубиха, о которой говорили, «что она как днем, то и старая, а как солнце заходит, так она и молодеет, а станет молоденькой девочкой, а там и не станет стариться, к солнцу опять станет старая, как была вчера». А еще она ночью ходит по селу и доит всякую живность, а по болотам жаб, ящериц и гадюк. Итак, «навязали на Зубиху каменья пудов по двадцать, а она все не тонет». Г. Квитка-Основьяненко удачно соединил в этом произведении реальность и сказочность, иронию и юмор.
Этот рассказ о реальных событиях и о народной фантастике. «Конотопская ведьма» — наибольшая юмористическая повесть Г. Квитки-Основьяненко. Эта повесть, в которой автор смеялся, правда не злобно, над человеческими недостатками. В этом произведении присутствуют мастерская сатира на жизнь и быт казацкой старшини XVIII столетия. В самом деле, сколько юмора вложено в образ сотника Забрехи, который даже не мог своей сотни пересчитать, так как знал только до тридцати, а всякую бумагу называл лепортом, не умея правильно выговорить слово. Или в образ писаря Пестряка, грамотея, который учился у дьяка аж двадцать лет и «уже не мог списать сотню из-за дрожания десницы от глумления пьянственного с молодицами». А в какие комические ситуации попадали сотник и писарь! Вот, например, когда Пестряк по хворостине считал казацкую сотню, он никак не мог понять, «какой же там черт странствовал», так как когда считал людей, то все присутствовали, когда считал засечки на хворостине, то одного не досчитывался. Комедия вышла, когда Никита Власович сватался к Елене-хорунживне.
Он как «стал ту речь говорить, что ему дьяк скомпоновал уже давненько для такого случая», то даже имена перепутал. Вообще, язык повести, ее насмешливый тон очень колоритные. Если только прислушаться к словам господина Пестряка, то ничего не поймешь. Оригинальная по композиции, насыщенная гротескно-смешными сценами и характеристиками, колоритная по языковому рисунку, повесть читается с большим интересом.