«Кайдашева семья» вершина юмористического таланта Нечуя Левицкого

Восприняв реализм и народность Т. Шевченко И. Нечуй-Левицкий за полвека написал более пятидесяти художественных произведений, отразив в них жизнь различных общественных слоев. Среди них есть и юмористические произведения. Например, комедия «На Кажум’яках», «Голодном и опята мясо».
Но вершиной юмористического таланта писателя справедливо считается его социально-бытовая повесть «Кайдашева семья», созданная в 1879 году.
Это один из лучших произведений мировой литературы, в котором реалистично отражена жизни пореформенной

деревни со всеми его дрязгами, вызванными частной собственностью. «Кайдашева семья» не оставляет равнодушными ни одного, кто прочитал ее, очаровывает своим искрометным юмором, прекрасным языком, пересыпанным остроумными и меткими пословицами и поговорками, мастерски змальованими образами героев.
Начинается повесть описанием местности, среди которой раскинулось село Семигори. Прекрасная картина украинской природы: лес, как зеленое море, ставки в камышах и левады, беленькие нарядные дома — все манит к себе, настраивает читателя на лирический лад. И хочется надеяться, что и жизнь людей проходит в гармонии
с этой красотой.
И, к сожалению, это совсем не так. В повести автор рисует быт крестьянской семьи после отмены крепостного права. Из комических сцен жизни семьи Кайдашей вырастает реалистичная и трагична по своей сути картина жизни крестьянства. Перед нами встает целый ряд ярких, колоритных фигур: льстивое и чванливая, но вместе с тем грубая и дерзкая Кайдашиха, суеверный Кайдаш, который слишком приходится до рюмки, суровый, эгоистичный Карп, Мотря, что «имеет сердце с перцем», тихая, кроткая Мелашка и оживленный воспалительный Лаврентий. Все они члены Кайдашевой семье. Писатель мастерски показывает этих героев повести, раскрывая основные черты характеров, умело передает их темпераменты, привычки, наклонности.
После женитьбы Карпа с Мотрей в семье Кайдашей возникают споры, начинается «домашняя война» за «твое и мое», пробуждаются эгоистические инстинкты и страсти Кайдашей. С помощью диалогов автор мастерски раскрывает психологию героев. Благодаря им повесть во многих местах читается как драматическое произведение. Иногда в эпическое повествование автор вводит гострокомічні сценки, смешные ситуации. Например, приключения пьяного Кайдаша, приключения с Марусей Кайдашихою во время поездки на смотрины в Беївці, которые напоминают народные анекдоты и интермедии.
Полны комизма эпизоды семейной жизни Кайдашей. Кайдашиха и старшая невестка Матрена, борясь за первенство в домашних делах, бьют горшки друг другу, сидят в неметеній доме и т. д. Комические сцены писатель создает с помощью контраста между возвышенным, героико-эпическим характером повествования и теми ничтожными поступками героев, о которых идет речь. Например, описание очередной баталии между семьями братьев Кайдашенков начинается словами, близкими к народных дум: «Не черная туча из синего моря наступала, то выступала Мотря с Карпом из-за своего дома до забора». «Не сизое облако над дубравой вставала, то приближалась к забору старая видроока Кайдашиха, а за ними выбежали все дети».
Все члены семьи Кайдашей грубые и сварливые. Ссора полностью вошла в их жизнь: например, у Маруси Кайдашихи «аж губы тряслись от брани, когда не с кем ругаться». Это ограниченная женщина, которая через вражду со всеми становится посмешищем.
Ежедневная грызня, драки сделали и с Мотри сварливую, эгоистичную женщину, которая по сути ничем не отличается от Кайдашихи. Неуемная невестка всегда затевала ссоры, не раз била горшки Кайдашисі. Ярость ее не имела границ.
Отношения, внутренний мир этих героев писатель воссоздает в искусно построенных юмористически-сатирических диалогах.
Речь героев пересыпана бранью, грубыми сравнениями. Ругая невестку, свекровь говорит: «Это не Матрена, а бендерская чума», «Твои дети такие зміюки, как и ты». «Наплодила волчат то не пускай к моей бочке».
Так разговаривает и Матрена: «Ты змея лютая, а не свекровь».
Юмор Нечуя-Левицкого идет от самой жизни, от народного творчества и является одной из сильнейших и самых своеобразных особенностей таланта писателя. Но этот юмор имеет различные оттенки: от добродушного шутки до сатирического смеха, в зависимости от того, на кого он направлен. В последних разделах сатирический струя повести доходит своего высшего напряжения, когда через копеечный кувшин человеку выкололи глаз. Конечно, это уже не смех, а гоголевский «смех сквозь слезы».
А вот другой герой повести — Карп. Решительный, волевой парень, по-своему умен. Но посмотрите: вон он гонится за селом своей матерью и неистово кричит: «Задушу, иродова душа!» Это тоже — смех сквозь слезы. Итак, изображая в повести сцены крестьянского быта, конфликты между героями, автор доказывает, что темнота, ограниченность, эгоизм были порождением тогдашней действительности, ее законами. Но, высмеяв все уродливое, отсталое, писатель поднял голос в защиту угнетенного народа. Родные люди враждуют, их драки и ссоры мерзкие, смешные, но писатель предостерегает: люди, опомнитесь, взгляните на себя, или же ради того мы живем на свете? Не лучше направить свою энергию в другую сторону, потому что только мир, покой, согласие смогут сделать жизнь осмысленной, богатым и счастливым.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение «Кайдашева семья» вершина юмористического таланта Нечуя Левицкого