Известный французский поэт и прозаик позднего романтизма Альфред де Мюссе



Мюссе, Альфред де (фр. Alfred de Musset, 1810-1857) – французский поэт, драматург и прозаик, представитель позднего романтизма. Мюссе родился 11 декабря 1810 г. в Париже.

С детства обнаруживал крайнюю нервность, доводившую его до припадков. В возрасте девяти лет поступил в коллеж Генриха IV. Он изучал сначала юриспруденцию, потом медицину, но скоро бросил занятия и отказался от всякой профессии. Старший брат Альфреда – Мюссе, Поль-Эдм де также занимался литературой. Первые стихотворения Мюссе написаны под влиянием романтического общества “Сенакль”

(“cénacle”), в котором царствовали тогда Гюго, Виньи, Сент-Бев, Шарль Нодье и братья Дешан.

Но влияние романтической школы было преходящим в творчестве Мюссе. Он заплатил дань увлечению Испанией условной живописностью шелковых лестниц и потаенных входов в “Don Paez” и “Contes d’Espagne et d’ltalie”, но вскоре стал позволять себе иронические выходки против романтиков (“Ballade à la lune”) и окончательно порвал со своими первыми учителями в “Pensées secrètes de Raphaël”. После романтического периода наступил второй, отмеченный разочарованностью и скептицизмом: к нему относятся драматические поэмы: “La Coupe et les lèvres”

и “A quoi rêvent les jeunes filles”, а также “Namouna”.

В первой из этих пьес намечена любимая идея Мюссе, что разврат бесповоротно губит душу и делает невозможным возвращение к чистоте юношеских чувств; в “Namouna” сказывается легкомысленная философия разочарованного светского жуира, очень остроумная и блестящая; “A quoi rêvent les jeunes filles” – поэтический “marivaudage”, где легкая скептическая улыбка автора придает грустный оттенок наивной поэзии сюжета. Характер поэзии Мюссе совершенно меняется в третьем периоде его творчества, когда, после легкомысленного разгула первой юности, он узнает первую глубокую любовь, сделавшуюся роковой для всей его жизни.

В 1833 г. он встретился впервые с Жорж Санд – и дарование его вполне окрепло под влиянием страдания и страсти. Во всех документах, относящихся к истории этой связи, рисуется неровность характера Мюссе, его капризы, припадки ревности, чередующиеся с периодами обожания; но главная причина печальной развязки любовной драмы заключается в том взвинчивании своих чувств на недосягаемую высоту, которым оба были постоянно заняты. Жорж Санд первой надоела эта метафизическая любовь, и она оставила Мюссе для ничтожного доктора Паджелло; Мюссе продолжал томиться жаждой неземных ощущений и всю жизнь не мог излечиться от своей amour-passion. Вся дальнейшая поэзия Мюссе отражает ощущения его разбитой любви: “Rolla”, “Les Nuits”, “Lettre a Lamartine”, роман “Исповедь сына века” (Confession d’un enfant du siècle, 1836), все драмы проникнуты личными настроениями, придающими творчеству Мюссе обаяние искренности.

Непосредственность передачи ощущений обусловливает другое свойство поэзии Мюссе: он рисует всегда себя, и та двойственность, которая проникала все его существо, отразилась и в его поэзии. Он был страстным обожателем чистой любви, но, раз окунувшись в волны порока, ища забвения, не мог смыть с души пятна позора, падал все ниже, поднимаясь все выше мечтами. Таковы же все его герои: власть разврата над душой человека – постоянная тема всех его драматических произведений, из которых особенного внимания заслуживают “Lorenzaccio”, “Caprices de Marianne”, “Fantasio”, “On ne badine pas avec l’amour” и др.

Действие держится в них большей частью на границе идиллического и трагического; под прикрытием легкого юмора, Мюссе затрагивает самые тонкие струны душевной жизни. Грация диалога и поэтичность отдельных женских фигур отводят этим утонченным психологическим анализам совсем особое место среди пьес нового французского театра. Отчаяние раздвоенной души выражено с необычайной силой и страстностью в “Rolla”. В душе самого Мюссе жили два человека, которых он изображает или двумя (как в “Caprices de Marianne”), или в одном лице циника-самоубийцы, полного презрения к себе.

Ту же двойственность своего “я” Мюссе рисует и в “Nuit de décembre”. Он внес в французскую поэзию струю индивидуализма, сказавшуюся в умении обнажать страдания души. В противоположность другим современным ему французским поэтам, Мюссе не отличается блеском и колоритностью стиха и богатством рифмы.

Стих его в общем бледный, незвучный, но временами он поднимается на высоту истинной поэзии и выливается в вдохновенной, глубоко поэтичной форме. Таков знаменитый конец “Nuit de mai”, где идет речь о самоотвержении пеликана, таковы стансы “Lucie”, отдельные эпизоды в “Lettre à Lamartine”, “Souvenir” и некоторые мелкие стихотворения. Могила Альфреда де Мюссе.

Внутреннее содержание поэзии Мюссе имеет еще большее значение: он отразил сложность и противоречивость душевной жизни современного человека, отразил ее глубоко и правдиво, будучи сам настоящим enfant du siecle; поэтому он нам так близок и понятен со своими переходами от высшего идеализма к воспеванию мимолетных удовольствий, со своей смесью пессимизма, цинизма и безграничной нежности души. Эта близость к душевной жизни своего века сделала Мюссе одним из тех любимых поэтов, которых не только читают, но много раз перечитывают и знают наизусть. Поэт скончался 2 мая 1857 г. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Известный французский поэт и прозаик позднего романтизма Альфред де Мюссе