Изображение жизни женщины крестьянки в произведениях Некрасова
Н. А. Некрасова по праву можно назвать певцом женской доли. На протяжении всего творческого пути он снова и снова на страницах своих произведений возвращался к изображению женщины. Это и нищая, голодная сирота в стихотворении «Убогая и нарядная» (1857). Ее приняла в свой магазин мадам и превратила застенчивую девушку в живой товар, что «продается с публичного торга». Это и девушка из «Песни» (1867), исполненная порыва к свободе и счастью, но чувствующая себя запертой в прочной железной клетке. В «Прекрасной партии» (1852) и «Дешевой
Первую попытку приоткрыть «золото сердца народного» он делает в стихотворении «Тройка» в 1846 году. В этом произведении Некрасов ведет поэтический
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник,
И свекровь в три погибели гнуть.
И становится невыносимо горько, сердце наполняется жалостью и сочувствием к ее горькой, «черной» судьбе.
Многие стихотворения поэта проникнуты таким же глубок состраданием к тяжелой судьбе женщины-крестьянки. Его в могли оставить равнодушным каждоднев
Ты вся — воплощенный испуг,
Ты вся — вековая истома!
Дарья, центральная героиня поэмы «Мороз, Красный нос», — повторила судьбу многих: вышла замуж за крепостного, стала матерью, испытала на себе все горести и тяготы крестьянской жизни. О трагической судьбе героини мы многое узнаем во второй части поэмы, когда она, вынужденная отправиться в лес за дровами, становится жертвой Мороза. Замерзающая Дарья, погружаясь в сладостное сновидение, раскрывает перед нами свой внутренний мир, воскрешает отрадные дни своего прошлого и мечтает о будущем, которое, конечно, для нее уже никогда не наступит. Ярко раскрывается перед нами подлинная красота этой женщины, любящей, трудолюбивой, и так печальна ее судьба, так болезненны удары, которые уготовила ей жизнь.
До Некрасова в русской литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного изображения женщины-крестьянки, которой приходилось терпеть немыслимые тяготы жизни, но которая всегда сохраняла свою нравственную силу и красоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» стал вершинным созданием в разработке этой темы. Ей присущи многие достоинства: красота, ум, здоровье, богатая поэтическая душа, трудолюбие. Кажется, такая женщина самой природой предназначена для счастья. Она знала любовь, по любви и замуж выходила, было у нее и счастливое материнство. Но дальше мы знакомимся с судьбой этой женщины, ее жизнью до замужества и в семье мужа, и, как мы видим из ее рассказа, ей выпала тяжкая доля. Она трудилась с малых лет, терпела унижения в чужой семье. Рассказала она о побоях, о смерти своего первого сына, о несчастье с Федотушкой, о страшном голоде в неурожайные годы, рекрутчине, горькой доле многодетной матери-солдатки. Матрена говорит об испытаниях и лишениях, уготованных ей судьбой, как о чем-то естественном, будничном, но за этой видимой будничностью чувствуется глубокий драматизм и трагизм. Но Матрена Тимофеевна все вынесла, выдержала, сохранила чувство собственного достоинства. «Свободное сердце» и душевное благородство помогли ей перенести все страдания, но обиды она не забыла и не простила. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», — ризнается она мужикам. И, конечно, трудно назвать Матрену имофеевну счастливой женщиной. Образ ее еще раз убеждает нас М) Что «ключи от счастья» женщины-крестьянки «заброшены, ряны» и на Руси «не дело между бабами счастливую искать»: