Изображение русского женского национального характера в “Повестях Белкина”



Первым завершенным пушкинским произведением в прозе явились “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. Они приписаны условному автору, провинциальному помещику, который собирал анекдоты из уездной жизни. Именно ему рассказывают занимательные истории разные герои: титулярный советник (“С Станционный смотритель”), подполковник (“Выстрел”), приказчик (“Гробовщик”), девица (“Метель”, “Барышня-крестьянка”).

Так Пушкин подчеркнул “профессиональную” причастность всех этих людей к известным историям:

чиновник рассказывает о чиновнике, офицер – о дуэлях, девица – о любви и так далее. Автор стремится уверить читателя, что все рассказанное в повестях правда, что это подлинные истории, происходившие на самом деле.

Рассмотрим более подробно повесть “Станционный смотритель”. В ней Пушкин показывает русский женский национальный характер. Он воплощен в образе дочери смотрителя Дуни, красивой, разумной, проворной. В этих определениях – характер, личность, судьба Дуни. В них выражено идеальное сочетание разных граней женского национального характера, необходимое для выполнения главной природной миссии

– защиты, сохранения и продолжения жизни.

Удивительная красота девушки оказывает чудесное, преображающее действие на всех людей, делая их добрее, пробуждая в них высокие чувства, изменяя состояние их души.

Вообще, красота занимает особое место в художественном мире Пушкина. Вячеслав Иванов писал о “внутренней соприродности Красоты и Доброты”, что можно назвать основой идеала Пушкина. Подлинная красота, естественно, вызывает у человека чувство радости, счастья, делает его добрым и открытым миру, помогает преодолеть в себе низкие чувства и пороки. Такое понимание характера пушкинской героини подтверждают и слова мальчика в конце повести, которые раскрывают позицию писателя, его отношение к Дуне: “Прекрасная барыня. добрая барыня. славная барыня!” Таким представляется характер Дуни – ясный, определенный, цельный. С этой позиции можно объяснить ее поступки, мысли и чувства.

Однако Самсон Вырин ценит в ней более всего хозяйственные качества. Он видит в ней прежде всего прекрасную домохозяйку (“Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала”). При этом внешность и обаяние Дуни творят чудеса с приезжими.

При ее появлении люди успокаиваются, а накопленная злоба не выплескивается на бедного смотрителя.

Но юная кокетка стремится в высший свет, законы которого она усвоила. А ее отец не представляет для своей дочери другой жизни, кроме как на почтовой станции. Поэтому он не хочет верить в искренность и глубину чувств дочери и проезжего гусара.

Он не видит, что произошла та встреча, когда люди прозревают друг в друге родственную душу. И Дуня делает свой свободный выбор, идя навстречу судьбе.

В такой свободе героини заключается для Пушкина идеал личного поведения. В ситуации неизбежного выбора между Минским и отцом Дуня поступает “по законам счастья и жизни”. Именно так, по мнению Пушкина, должна поступать настоящая женщина.

Однако отношение читателя к Дуне неоднозначно. Перед ней стоит труднейшая задача: она должна выбирать между своим счастьем и спокойствием отца. Дуня умна, и она понимает, что на почтовой станции у нее нет будущего, поэтому выбирает Минского.

Кроме того, Дуня видит свой долг в обретении Дома. Таков национальный женский характер в представлении Пушкина.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Изображение русского женского национального характера в “Повестях Белкина”