Изображение мироеда в комедии Карпенко Карого «Сто тысяч»

Комедия И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» изображает новых «героев» наживы, «которые выходили из низов, из крестьян, и становились промышленными, финансовыми или земельными магнатами. Эта комедия становится рядом с другими пьесами И. Карпенко-Карого, в которых возникают мироеди («Мартын Боруля», «Хозяин»), которые готовы отдать свою душу черту за деньги. Главный герой пьесы «Сто тысяч» Герасим Калитка, человек, для которого главная цель — скупать землю, стать еще более богатым хозяином

Все мысли его

направлены на это, даже во время сна мерещится ему земля: «Ох, земля, святая земля — божья ты доченька! Как радостно тебя загребать вместе, в одни руки. «. Загребает землицу Калитка, накапливает за счет разрушения хозяйств бедных крестьян, которые из-за бедности бежали из села, и мелких помещиков, которые не были приспособлены к новым условиям хозяйствования. Растет в него землица, хотя и говорит он, что денег нет. Это замечает и Бонавентура: «Скупайте помаленьку, скупайте. Господа горят, а мужички с пожара таскают. » При мысли о новом кусок землицы у Калитки «диханье сводит». И выкрикивает он с большим
удивлением: «А есть ли на свете такой человек, чтобы не хотел земли купить?». Но чтобы покупать землю, нужны деньги, и большие деньги. А где же их взять? И вроде бы ответ на молитвы Калитки, появляется неизвестный еврей, что предлагает ему купить за пять тысяч сто тысяч фальшивых денег, которые нельзя отличить от настоящих

Деньги — это средство получения земли, потому что «деньги всему голова». Ничего не видит, ни о чем не думает ли он, кроме денег; не хочет посмотреть на исторические памятники, которые нашел Бонавентура, говоря: «А на кой. мне показалось? Что это денег у меня прибавится, как я их увижу, или что?» Чтобы не потерять даже частичку денег, и он ест дома, как простой мужик, и водки не пьет никогда на свои деньги. Это тип ужасного, прожорливого мироеда, что в погоне за деньгами не заметил грубейшего обмана и стал жертвой мошенника, который оказался хитрее его. Деньги очень пагубно влияют на Герасима Калитку. Забывает он за ними и человеческие чувства. Не волнуется за судьбу сына Романа — ему только чтобы больше денег было, чтобы только больше приданое взять от будущей жены сына. Зачем ему Мотря, служанка, когда «хозяйский сын должен искать хозяйскую дочь с приданным». А Матрена хотя и «по душе» Роману, но «не по карману». Глубоко поражает и его отношение к собственной жене, что тоже тяжело работает. Потому и называет его Прасковья «харцизом», потому что Калитка «конь жалует, а женщину бить собирается». Не дает этот жадный хозяин коня, чтобы не шла его жена шесть верст к церкви, потому что «скотина деньги стоит». Кажется отвратительным сравнения: «То ты, а то лошадь. «. Оказывается, что «конь» значит для него гораздо больше, чем собственная жена

Это страшный паук, плетет вокруг всех паутину из денег. Когда Калитка узнает, что его одурачили, решает покончить жизнь самоубийством. Но вовремя приходит на помощь!, хотя Калитка и не рад этому: «Лучше смерть, чем такая потеря!» В образе Герасима Калитки автор показал человека, превратившегося в мироеда, хищника, беспощадного эксплуататора, для которого ничего не значат ни человеческие чувства, ни слезы женщины, ни соглашения сына. Для него самое главное — деньги. Этот образ типичный для того времени, когда Украина шла в XX столетия. Комедия «Сто тысяч» является большим достижением драматурга И. Карпенко-Карого. Она стала первой ступенькой в изображении большого ряда образов мироедов, которые пытались разбогатеть за счет обнищания большинства крестьян. Нелегкие времена настали для села — времена господства таких людей, как Калитка.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Изображение мироеда в комедии Карпенко Карого «Сто тысяч»