Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный странной и необычной судьбы

С самого детства предназначенный для монастыря и постоянно помнящий об этом, он, однако, не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.

Многочисленные увлекательные и вместе с тем драматические приключения Флягина порой представляются мне сплошной экзотикой. Но его характер время от времени фиксирует мое читательское внимание на реалистических моментах. Сам автор, как известно, сравнивает похождения своего героя с похождениями Чичикова в Мертвых душах Гоголя.

Но в отличие от Чичикова герой Лескова, пройдя через суровые

испытания, сохранил чистоту и искренность чувств, доходящую до наивности.

Некоторая детскость героя при его могучем телосложении симпатична читателю. Хочу отметить как неоспоримое достоинство героя, что все свои дела он согласовывает только с собственной совестью. Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам, говорит он.

Поступая по совести, герой Лескова часто расходится с нормами общепринятой морали и готов зачислить себя в большие грешники. Но хотя по его вине погибает монах и он до смерти забивает плеткой татарского князя из-за кобылы, более того сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку,

автор утверждает, что в житейской драмокомедии Флягин самый лучший и честный актер.

Мне кажется, что писатель слишком критичен по отношению к своему герою. Ведь во всех передрягах жизни Флягина виноваты, по сути, сами пострадавшие от него герои. Татарский князь, например, бился с Флягиным на хлестании друг друга плетками, потому что не хотел отдавать ему кобылу.

Грушенька сама спровоцировала’свое самоубийство. Очарованный странник был как бы заложником их трагедий. Они использовали его для разрешения своих драм, уходили, а он оставался и нес этот страшный груз по жизни, ощущая постоянно свою непременную вину. По-моему, с точки зрения нравственности Флягин страстотерпец и мученик Христов.

А его радушное отношение к людям, которые сделали ему столько зла! Словом, для меня православное начало в образе Флягина весьма привлекательно. Но прямо на этой мысли Лесков не сосредоточивает мое внимание.

Он повествует только о том, что Флягину, как и многим героям того времени, свойственны и религиозность, и сомнения в религии. Флягин говорит: Не понимаю, отчего же мне от всех этих молитв никакой пользы нет, и, по малости сказать, хотя не верую, смущаюсь и сам молиться не стал…

В монастыре герой оказался только потому, что ему деться было некуда.

Именно в стенах монастыря он ощущает страх за свой народ и готовность помереть за него. Но опасность для своего народа Флягин видит только со стороны внешних врагов, не помышляя о борьбе против внутренних. Надо сказать, что иногда он иронично отзывается все же о начальстве, но как-то безотносительно к идее протеста против дворян-тунеядцев.

Он говорит: Наши князья… слабодушные и немужественные, и сила их самая ничтожная.

Он говорит это так, как бы взрослый мужчина-воин мог пожурить маленьких детей, без зла и обиды на них. Мол, что с них взять, раз они такие!

Вот он и собирается поехать на войну, с тем чтобы отдать жизнь за родину, потому что понимает без него, как говорится, там вода не освятится. Собственно говоря, герой Лескова прав. Он уже доказал один раз свое мужество.

Прав он и по-лесковски: тюка в обществе бушуют прогрессивные идеи и страсти, должен же кто-то защищать Дом, в котором все это происходит. Наверное, великий писатель думал, что в Доме в конце концов разберутся сами. А если этот Дом не защищать от внешних врагов, то и разбираться будет некому и не для кого.

В заключение хочу отметить, что в Очарованном страннике есть черты некоторых моих современников. Я знаю, что многие молодые люди, уезжая добровольцами воевать в так называемые горячие точки, в душе думают примерно так же, как герой Лескова. Это подтверждение того, что писатель верно выхватил из народа характерные черты.

И поэтому его герой Флягин по значимости стоит выше остальных его героев.

Очарованный странник вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в своих письмах к автору утверждал, что ни в своей, ни в его душе не может найти ничего, кроме низости и мерзости. В ответ на это Лесков вознамерился найти и описать несколько истинно праведных образов русских людей. Неужели, — писал он, — все то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор

В русской действительности Лесков нашел множество разнообразных образов праведников: это и Несмертельный Голован, и Левша, и солдат Постников из Человека на часах, и многие другие. Разнообразны характеры этих героев, разнообразны условия, в которые ставит их автор, но есть одна черта, которая всех их объединяет: их праведность и самоотвержение — не плоды многолетних философствований о праведной жизни, а неотъемлемая, прирожденная часть их душ. И потому эти качества настолько плотно срослись с их естеством, что ни жизненные трудности, ни внутренние противоречия не способны их заглушить.

Все это верно и для очерка Очарованный странник. Но главного героя этого произведения, Ивана Северьяновича Флягина, в отличие, например, от Несмертельного Голована, сложно оценить однозначно: насколько сильно природная праведность влияла на его поступки, был ли праведным сам образ его жизни, весь его жизненный путьМногие произведения Лескова имеют второе название, помогающее читателю правильно настроиться на восприятие главной мысли автора. Так, и Очарованный странник имеет второе название — Черноземный Телемах, указывающее на родство этого произведения с Одиссеей Гомера. Подобно тому, как царь Итаки в ходе своих скитаний все глубже проникался любовью к своей отчизне, герой Очарованного странника в своих странствиях постоянно развивает лучшие стороны своего характера, приобретает несравненный по своему богатству жизненный опыт, Становясь тем самым бывалым человеком. Но в то же время герою удается сохранить изначальное бескорыстие, простодушие, которые столь заметно проявляются в его монастырской жизни.

Именно с точки зрения этого постепенного развития лучших душевных черт мы и будем рассматривать путь Ивана Флягина.

На формирование читательского отношения к герою большое влияние оказывает весь ход жизни Ивана Флягина, очень точно отраженный в названии произведения: он — очарованный странник, он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Нетрудно заметить, что на всем протяжении сюжета решающее влияние на жизнь героя оказывает фактор предопределенности: исход его жизненного пути предсказан. Он — обещанный сын и так или иначе — сразу (добровольно) или по прошествии многих трудных лет и испытаний — должен посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь. И Флягин принимает приговор-вызов, переданный ему через душу нечаянно убитого им монаха. На слова о том, что ему предстоит перенести множество опасных испытаний, умирать много раз и не погибнуть, он отвечает: Чудесно, согласен и ожидаю.

То есть герой не пытается становиться в горделивую позу и сопротивляться судьбе, но полностью отдает себя ее воле и внутренне ожидает исполнения предначертанного, хотя это и объясняется его незрелостью. Поэтому в итоге его уход в монахи — не трагическое ломание шпаги об колено (мол, наконец-то я покоряюсь),^каковым бы оно могло быть, например, после возвращения из татарского плена или после смерти Груши, а естественный, плавный переход. На недоуменные вопросы слушателей он отвечает, что от обыденной и тяжелой жизни с ее мелкими проблемами после всего перенесенного…деться было некуда. И, действительно, жизнь после всех приключений словно отправила



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный странной и необычной судьбы