Интерпретация образов Дон Жуана и Анны в контексте мировой литературы



Образ Дон Жуана относится к “вечным” образов в мировой литературе. Этот образ не является статичным, он постоянно меняется. Каждый автор вкладывает в образ Дон Жуана то новое.

Первым, кто обратился к этому образу, как мы уже знаем, Тирсо де Молина. В Тирсо Дон Хуан выступает циничным обманщиком, для которого нет ничего святого. Он насмехается над тем, что дороже всего для людей.

Над тем, что люди больше уважают. В конце пьесы этот грешник умирает от пожатия каменной статуи.

Образ Дон Жуана начинает путешествовать по странам Европы.

Он попадает в Италию. На итальянской сцене пьеса появляется сначала в обработке Джилиберти (1652), а позже Чиконьини (1670). Последний усилил комические элементы, вычеркнул из испанского оригинала все мрачное и поучительное.

Это обеспечило успех пьесы на народной сцене, где ее продолжали играть до начала XX века.

В середине XVII в. Мольер создает “Дон Жуана”. Как пишет М. А. Булгаков: “Герой Мольера Дон Жуан – оказался полным и законченным атеистом, причем этот атеист был остроумные, бесстрашным и неописуемо привлекательной, не смотря на свои пороки, человеком”.

Через образ Дон Жуана Мольер показывает

все пороки аристократического класса. Само общество породило такого грешника. В финале комедии Дон Жуан умирает от пожатия каменной десницы.

Несколько иным образ становится в опере В. А. Моцарта “Дон Жуан, или Наказанный развратник” (1787), либретто, к которой написал аббат Л. да Понте. Да Понте воспринимал образ в духе фарса, но когда Моцарт притронулся своей искусной рукой, эта история переросла в драму. Дон Жуан нашел душевную силу и некоторую благородство; его чувственность возвысилась до идеального влечения к красоте, воплощенной в женщине.

И сам Дон Жуан стал олицетворением стремления людей к наслаждению, жажды вечной борьбы, а не многих побед.

Герой Моцарта открыл дорогу романтическим Дон Жуана и поэтому привлек особое внимание писателей-романистов. Сюжет новеллы Гофмана “Дон Жуан. Небывалый случай, произошедший с каким странствующим энтузиастом ” (1812) прост: путешественник оказался в ресторане отеля, соединенным с театром, где увидел захватывающую оперу Моцарта” Дон Жуан “.

По мнению рассказчика, Дон Жуан имеет все черты, сближающие его с божественным началом. Но он становится жертвой сатанинского начала, чье могущество превышает силы героя, а встреча с донной Анной – воплощением чистоты, избранной небом для спасения Дон Жуана, – случается очень поздно.

Герой Д. Г. Байрона “Дон Жуан” (1824) в большей мере путешественник, который завоевал много женских сердец. Но женщинам он приносил только боль и смерть. “Дон Жуан” Байрона лишен острого конфликта.

Д. Граббе “Дон Жуан и Фауст” (1829). В Граббе Дон Жуан и Фауст выступают как соперники и драматургические противники. Объектом их соперничества выступает донна Анна. Ее сердце принадлежит Дон Жуану, хотя она знает, что тот убил его отца.

Не завоевав сердце донны Анны, Фауст убивает ее, но сам умирает от руки некоего Рыцаря, под личиной которого скрывается Мефистофель. Дон Жуана предупреждает каменное изваяние отца донны Анны, что он тоже умрет, если не покаиться. Дон Жуана убивает Рыцарь, но прежде просит его прижаться к телу мертвого Фауста, ибо они стремились одной цели.

Герой трагедии А. С. Пушкина “Каменный гость” (1830) великодушный и умный. Все его стычки – это благородные поединки, дело чести. Дон Гуан не отождествляет себя с образом развратника и безбожника, который был создан слухами. Он не спорит со своей порочной славой, но невольно разрушает ее. Он влюбляется в донну Анну.

Вот-вот должно произойти его преобразования, но приходит каменный гость и убивает его. Дон Гуан Пушкина – трагический герой.

В своей новелле “Души чистилища” (1834) П. Мериме ориентируется на легенду о графе де Маньяра. В новелле отсутствует постоянный спутник Дон Жуана, его слуга, а также статуя командора. Герой быстро зарабатывает себе порочную репутацию. О нем говорят, что в списке обманутых мужчин нечего только Бога.

Затем он принимает монашеский постриг, но в душе остается прежним.

Герой драматической поэмы А. К. Толстого “Дон Жуан” (1862) поэт и философ любви. Любовь для него – не просто чувство, влекущее его к женщине, а основа мироздания. Дон Жуан готов любить искренне и глубоко, но каждая новая встреча приносит лишь разочарования.

Он теряет веру, но встречает донну Анну, в которую искренне влюбляется. Появляется статуя Командора, которая описывает Дон Жуана о смерти донны Анны. Гибель женщины, которая озарила его душу, делает примирения Дон Жуана с Богом невозможным и он умирает от руки статуи.

Б. Шоу в своей комедии “Человек и сверхчеловек” (1901-1903) меняет имя героя, которого уже зовут Джон Теннер. Он вовсе не стремится соблазнять женщин, а наоборот, пытается избежать их внимания. Предметом внимания становятся взгляды на жизнь героя, его философия. Джон эпатирует общество: его книга “Словарь революционера. Карманный справочник и краткое руководство “вызывает не меньший скандал, чем приключения его предков.

Донна Анна (Энн Уайтфилд) влюблена в него, но Теннер этого не понимает. Статуей командора есть отец Анны, который умер своей смертью и назначил опекуном дочери Джона. Когда Теннер узнает о чувстве Энн, ему о них рассказал шофер Генри Стейкер, в котором узнается Лапорелло, то убегает в Испанию.

Энн приезжает к нему и они женятся.

Леся Украинка использует образ Дон Жуана в своем произведении “Каменный хозяин” (1912) для исследования философского вопроса соотношения свободы и власти. Сильный, умный, гордый, обладающий понятием чести Дон Жуан, оказывается в положении игрушки и жертвы, который попадает в сеть противоречивых гордыни.

М. Фриш “Дон Жуан, или любовь к геометрии” (1953, вторая редакция 1962).Герой Фриша влюбленный в точную науку геометрию и ограждает себя от представительниц прекрасного пола. Попытка Дон Жуана пренебречь существующими силами жизнь, сохранить свою девственность, не пачкая себя прикосновением к липким крыльям Эроса, противопоставив анонимной, не различая лиц стихии личную интеллектуальную мощь, оборачивается жизненным крахом. Его любит Миранда и Дон Жуан не в силах противостоять ей. Новый Дон Жуан – “подкаблучник” в счастливом браке, влюбленный (не признаваясь себе) в собственную жену и ждущий рождения желанного ребенка.

Любовь, которая вырисовывалось герою до сих пор безличным родовым инстинктом, нашло в себе единство неповторимо личностного и всеобщего.

Для современного взгляда на донжуанство характерные фильмы Феллини “Казанова”, Формана “Вальмон” и С. Фриарса “Опасные связи”.Ни в одном из этих фильмов нет ни героя по имени Дон Жуан, ни классического сюжета, но у всех ярко представлена??суть донжуанства.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Интерпретация образов Дон Жуана и Анны в контексте мировой литературы