Импрессионизм в лирике Афанасия Фета

Импрессионизм в поэзии, как я понимаю, состоит из тонких описаний. То есть картина такая рисуется не «четко и просто», а намеками, полутонами. Когда смотришь слишком близко на картину импрессиониста, то видишь лишь мазки разноцветные, но издалека — картина видна полностью. То же самое со стихотворением в такой манере — воспринимается оно только целостно.

У Фета описание природы очень связано с чувствами, с философией. Все перетекает одно в другое… Вот, например, очень известное стихотворение, которое стало, собственно, романсом,

«Ива». Вроде бы просто описывается дерево, его ветки-листья, но их описание прекрасно передает чувства автора. Как и бывает, легкие листья ивы дрожат, но это дрожит и сам автор. А еще одушевленные листья спорят (как будто) друг с другом. Или это герои спорят? Под ивой автор видит переливы струй золотых, которые из стекла дрожащего… Видимо, речь просто о водоеме! Тут же и описание девушки, у которой взгляд стал «мягче». И все это связано, но не совсем понятно, что происходит: расставание или встреча людская. Просто остается ощущение… Вот импрессионизм.

Эпитеты у Фета, в своем сочетании оставляют тоже размыто-романтическое

впечатление. Я слышал, что некоторые современники даже смеялись над Афанасием Фетом из-за «излишнего» романтизма. Вот в его стихотворении «Эоловы арфы» беседуют Он и Она. Здесь можно найти, например, «прозрачные персты». Нельзя ведь это понять буквально! Но ощущение создается…

Даже в «сюжетном» и сатирическом стихотворении «Змей» неожиданные сравнения, например: трава осыпается росой. Ничто прямо не обозначено, но тем шире простор для читательской фантазии.

Возможно, Афанасий Фет немного запутывает, не дает четкого описания, ответов на вопросы… Но он передает в первую очередь ощущение. Известно, что у Фета в стихах очень много цвета и музыки. Я повторюсь, что он часто прямо не называет что-то, а описывает. Например, в стихотворении «К цветам» главных героев он называет, то «дети Флоры», то «дети света».

Нет в стихах такой уж четкой структуры, опять только наброски… Важно, что именно Фет перенес это художественное направление в поэзию. (Хотя, конечно, элементы такие встречались в стихах многих поэтов и до него.) Он именно разрабатывал этот вопрос, считай, философию. Поэт писал, что нужно в стихотворении показывать не явление или вещь, а впечатление от них, что «строительный материал стиха» — не слова, а намерения. Изучающие его творчество говорят о множестве смыслов, скрытых в его образах.

Мне понравились стихи Фета, но их нельзя сразу много читать (по крайней мере, мне), так как все начинает тогда спутываться.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Импрессионизм в лирике Афанасия Фета