Импрессионизм в лирике Афанасия Фета
Импрессионизм в поэзии, как я понимаю, состоит из тонких описаний. То есть картина такая рисуется не «четко и просто», а намеками, полутонами. Когда смотришь слишком близко на картину импрессиониста, то видишь лишь мазки разноцветные, но издалека — картина видна полностью. То же самое со стихотворением в такой манере — воспринимается оно только целостно.
У Фета описание природы очень связано с чувствами, с философией. Все перетекает одно в другое… Вот, например, очень известное стихотворение, которое стало, собственно, романсом,
Эпитеты у Фета, в своем сочетании оставляют тоже размыто-романтическое
Даже в «сюжетном» и сатирическом стихотворении «Змей» неожиданные сравнения, например: трава осыпается росой. Ничто прямо не обозначено, но тем шире простор для читательской фантазии.
Возможно, Афанасий Фет немного запутывает, не дает четкого описания, ответов на вопросы… Но он передает в первую очередь ощущение. Известно, что у Фета в стихах очень много цвета и музыки. Я повторюсь, что он часто прямо не называет что-то, а описывает. Например, в стихотворении «К цветам» главных героев он называет, то «дети Флоры», то «дети света».
Нет в стихах такой уж четкой структуры, опять только наброски… Важно, что именно Фет перенес это художественное направление в поэзию. (Хотя, конечно, элементы такие встречались в стихах многих поэтов и до него.) Он именно разрабатывал этот вопрос, считай, философию. Поэт писал, что нужно в стихотворении показывать не явление или вещь, а впечатление от них, что «строительный материал стиха» — не слова, а намерения. Изучающие его творчество говорят о множестве смыслов, скрытых в его образах.
Мне понравились стихи Фета, но их нельзя сразу много читать (по крайней мере, мне), так как все начинает тогда спутываться.