Идейное богатство комедии «Горе от ума»
Комедия \» Горе от ума \»появилась накануне восстания декабристов Она отразил общественную жизнь страны и то изменения, Которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года. Пьеса имела Огромный успех, была восторженно встречена всеми передовымы людьми России По словам Пушкина, комедия «произвел неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми по оэтамы». «Горе от ума» — комедия социально-политическая В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепостного правое, в государственное
Чацкий обличает тех, кто без зазрения совести меняет Своих верных слуг (и «честь и жизнь его не раз спасали») на «борзые три собаки» Он обрушивает свой гнев
Именно поэтому Чацкий, Который готов служит «делу, а не лицам», отказывается от службы: «Служит бы рад, прислуживаться тошно». Фамусовское общество оценивает людей не по уму, а по богатству, по способности «чины добыть» и «сгибаться вперегиб» Недаром Лиза говорит: Как все московские, ваш батюшка таков: желавшего бы зятя он с звездами да с чинами. Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы» и «выгод тьму по службе Получил». фамусовщина — это косности, реакция, рутина, болото, которое поглощает все новое, передовой Представители фамусовского Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: «Они Тотчас: разбой! жар! «Главную причину возникновения вольнодумство они видят в учении:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Они Считают, что «уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь». Именно поэтому фамусовское общество называет Чацкого «карбонарием», вольнодумцами, «опасным человеком», «вольтерьянцем» Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Здесь больше всего боятся молвы («грех не беда, молва нехороша»).
Молчалинство — вот Типичная черта этого прогнившего общества Молчалин — воплощение угодничество, лицемерия, подлости Он живет по принципам своего отца, Который завещал ему «угождать всем людям без изъ ъятьяя». И в этот мир, где «Молчалины блаженствуют на свете», врывается Чацкий с его тревоги, мечты о будущем России. Герой Грибоедова поднимает свой голос и в защиту Национальной культуры Чацкий — горячий патриот Вернувшись домой, он не находит ничего, кроме торжества пороков, позорного раболепия перед «французиком из Бордо «» Воскреснем ли когда от чужевластья мод? «- С горечью восклицает Чацкийкий. Грибоедов рисует своего героя не побежденным, несмотря на пережитую личную драму, а победителем Это отметили Гончаров: «один в поле не воин» Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель! Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы.
Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма, Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть Отдельные черты романтизма). Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типические образы. своеобразие комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей — Фамусовых и Чацких. Ярко раскрыл художественное своеобразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюд «Мильон терзаемый» (1871 г) Он отмечал наличие в пьесе двух «пружин», Которые движут развитием действия: в первой и части — это любовь Чацкого к Софье, а во второй — сплетни о безумие Чацкого Образы героев развиваются в ходе самого действивия. Особое место в раскрытии характеров персонажей Имеют языковые характеристики Например, Молчалин употребляет частички «с», когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с) В этом «с» вы ыражается стремление угодитьть.
Язык Чацкого — язык оратора В его речи много слов публицистического стиля. Язык Скалозуба напоминает язык воинск уставов («Мы с ней вместе не служили», «За третье августа; заселил мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею»). Пушкин отмечал особенности языка «Горя от ума», подчеркивал, что половина стихов комедии «войдет в пословицы и поговорки» Он оказался прав Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и погов ворк («Счастливые часов НЕ наблюдают», «Злые языки страшнее пистолета» и другиее).
Эту особенность подчеркнул и Гончаров, говоря, что «грамотная масса обратила мильон в гривенники», выучив «Горе от ума» наизусть. Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента ее создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости. Прошло более ста лет с тех пор, как ни были написаны Эти слова, но комедия по-прежнему не сходит со сцен наших театров Она Поистине Бессмертная!