Идейно тематическое содержание романа «Преступление и наказание»

Роман выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» по праву считается полифоническим, многогранным, глубоко философским и психологическим. В литературном произведении поднимаются вечные, как мир вопросы, никогда не перестающие быть актуальными для человечества; мастерски раскрываются психологические мотивы, побудившие героев на те или иные поступки, подробно описывается их внутренний мир, самые потаенные мысли и чаяния.
Персонажи «Преступления и наказания», являясь фигурами противоречивыми,

неоднозначными, тем не менее, представляются автором полноценными, интересными личностями, представая перед читателем словно живые. Поступки, точка зрения каждого из них независимы и не схожи между собой, автор же словно незримо присутствует в романе, не оспаривая и не соглашаясь ни с одним из мнений. В романе будто слышатся несколько равных, независимых друг от друга «голосов», что и делает произведение полифоническим. Федор Михайлович предоставляет нам, своим читателям, возможность делать выводы самостоятельно.
Проблематика этого неоднозначного, поистине гениального творения Достоевского касается многих
сфер человеческого бытия. Главными проблемами романа являются: проблема границ свободы сильной незаурядной личности; столкновение интересов абсолютно разных по своему мировоззрению людей; проблема разности морально-этических принципов людей. Особенно громко в произведении звучат мотивы греха и искупления, ответственности за содеянное, постепенного распада личности и ее внутреннего конфликта, нравственного возрождения оступившегося человека и т. д.
Этот роман — история о трагедии маленького человека, думающего, что совершает благородный поступок по идейным соображениям, а в итоге понимающего, что он, как ни крути, преступник, убийца; что какими бы благородными не были мотивы, толкнувшие его на преступление, убийство от этого не перестает быть убийством. Преступление, совершенное главным героем Родионом Раскольниковым, вызывает наряду с осуждением еще и неожиданное чувство — жалость. Ведь юноша в душе является человеком добрым, совестливым и сострадательным. В романе тому есть множество подтверждений: познакомившись в распивочной с Мармеладовым, герой, не колеблясь, жертвует его семье свои последние деньги, помогает отцу-старику своего умершего товарища, спасает детей во время пожара.
Раскольников — бывший студент, вынужденный оставить учебу из-за постоянного безденежья, — обладает бунтарской натурой и нерушимой уверенностью в своих поступках. Молодой человек, неглупый и наделенный обостренным чувством справедливости, устав мириться с несправедливым мироустройством, выдвинул собственную теорию, согласно которой люди делятся на два вида: «люди низшие» и «собственно люди». Естественно, Родион причисляет себя ко второй категории и уверен, что имеет право распоряжаться судьбами и жизнями «людей низших». Вооружившись топором, бывший студент воплощает свою дикую теорию в жизнь: он убивает старуху-процентщицу и ее сестру.
Естественно, что этим ужасающим поступком герой не только не победил несправедливость мира, но и, наоборот, лишь приумножил ее. На ужасное преступление Родион идет от безысходности, убийство старухи — не что иное, как крик его исстрадавшейся души, уставшей от беспросветной нищеты, голода, вечных долгов и повсеместной социальной несправедливости. «Это я себя убил», ? горестно комментирует свой поступок главный герой, обращаясь к Соне Мармеладовой. Преступление, которое он совершил, идет вразрез со всей его натурой, с его воспитанием и моральными принципами, представляя собою отчаянный бунт личности против существующего порядка вещей, несправедливого и жестокого.
Именно чистая душа Сонечка подталкивает Родиона к раскаянию, покаянию и добровольному признанию в страшном грехе — убийстве. Повсюду, словно ангел хранитель, следует девушка за оступившимся юношей: и когда он идет признаваться в своем преступлении, и когда его везут на каторгу. Везде она для него не строгий судья, осуждающий и попрекающий, а поддержка и опора, неиссякаемый источник божественного света и всепрощения, эталон истинной христианской любви, равной которой по силе нет нигде в мире. Героиня романа «Преступление и наказание» тоже является своего рода преступницей, но если Раскольников преступил через других для себя, то Соня преступила через себя для других.
Как это ни парадоксально, но, потерпев сокрушительное поражение, разочаровавшись в своей жестокой теории, Родион тем самым одерживает самую главную и важную победу в своей жизни — победу над собой, над своими мятежными страстями. Путь к этой нелегкой победе долог и тернист: к своему такому трудному счастью он приходит через страшные ошибки, страдания, покаяние, смирение, безграничную, светлую любовь Сонечки к нему, и свою любовь к ней. Благодаря этому удивительному чувству герой духовно воскресает к новой, праведной жизни, подобно библейскому Лазарю.
Таким образом, великий знаток душ человеческих Федор Михайлович Достоевский в своем гениальном романе пытается донести до читателя мысль о том, что далеко не всегда самым суровым наказанием являются закон и тюрьма, намного важнее и действеннее — искреннее раскаяние оступившегося человека и муки совести, по-настоящему очищающие покаянную душу от грязи совершенного преступления. Идейный смысл романа полностью подчинен главным целям — нравственному воскрешению Раскольникова через искреннее раскаяние, избавлению героя от дикой теории, толкнувшей его на преступление, приобщению раскаявшегося грешника к христианским ценностям.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Идейно тематическое содержание романа «Преступление и наказание»