Идейно — тематическое содержание рассказов Чехова
Чехов был последним великим писателем разночинной интеллигенции, идейный тупик которой он отразил в своем творчестве. Писатель не мог указать реальный выход из тупика, но беспощадным осуждением существующей пошлости и умственного застоя он подвел черту под целой эпохой развития России. Ранние произведения Чехова, печатавшиеся в юмористических журналах, не были невинными шутками. Его юмор сатирически заострен.
Такие рассказы, как «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», высмеивают самодуров и деспотов, а также
Теме беззащитности маленького человека, трудящегося интеллигента, ремесленника,
Повесть «Степь» не случайна в творчестве Чехова. Сам автор придавал ей большое значение. Могучая красота степи является как бы ярким фоном, на котором раскрывается ничтожность людей, погруженных в мелочные заботы.
Чехов обладал тонким чувством красоты, но в жизни людей было слишком мало красивого и веселого, и Чехов как реалист не мог отступить от правды жизни. Горячо сочувствуя бедным и обездоленным, Чехов направляет свой гнев против их угнетателей — сытых и пошлых людей. Для Чехова пошлость — это самовлюбленность, равнодушие к другим людям, ничтожность духовных интересов, самодовольство, ложь.
Часто пошлость выступает за внешней интеллигентностью человека. Чехов был самым непримиримым врагом пошлости и раскрывал различные ее проявления. В рассказе «Ионыч» Чехов нарисовал страшную картину: болото пошлости засасывает неглупого человека, который не сопротивляется влиянию среды. Действие рассказа происходит в губернском городе С. Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей, освобожденных от необходимости трудиться: прием гостей, чаепития, карты, бесплодные разговоры. Бессмысленность их жизни становится причиной скуки.
Обывателей города С. не тревожат заботы. Они «не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними». Семья Туркиных считалась в городе «самой образованной и талантливой», но эта «талантливая» семья лишена элементарного эстетического вкуса. Поначалу можно не заметить насмешливого отношения писателя к Туркиным: что ж плохого в том, что здесь рады гостям и пытаются занять их? Но вот Вера Иосифовна начинает читать свой роман.
После первых слов: «Мороз крепчал…» — следует авторская реплика: «Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука…» Если в семействе Туркиных пошлость утверждалась раз и навсегда, и автор последовательно раскрывает ее перед нами, то в истории Старцева видно, как постепенно меняется сам герой. Это был энергичный и дельный врач. Благодаря своим способностям, он заслужил хорошую репутацию и приобрел большую практику.
Старцев интересовался литературой, искусством, стремился к осмысленной и содержательной жизни. Он искренне полюбил Екатерину Иванов — Ну и в своих мечтах представлял ее умной и развитой. Но она высокомерно отвергла предложение Старцева, считая, что создана для искусства.
Через четыре года Екатерина Ивановна вернулась, разочаровавшись в собственном таланте. Она стала серьезнее, возможно, теперь она смогла бы оценить Старцева, но в ее словах чувствуется та же фальшь. Старцев тоже сильно изменился за четыре года. Он разбогател.
Не найдя ничего интересного для себя в пошлой жизни обывателей города С., Старцев не нашел в себе и душевной силы для того, чтобы сделать собственную жизнь более разумной и интересной. Чехов вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как Чехов, использовать выразительные средства и в минимальный объем рассказа вместить такое глубокое содержание. Это видно на примере рассказа «Ионыч»: состоит он из пяти маленьких главок, а по содержанию равен роману.
Чехов придавал очень большое значение отдельным деталям описываемых событий. Они часто не связаны с ходом действия, но воссоздают обстановку, в которой оно происходит, дополняют характеристику действующего лица. Детали, незначительные сами по себе, непосредственно между собой не сочинение с аллсоч. ру © 2005 связанные, приобретают особый смысл в соседстве друг с другом. Среди выразительных средств, используемых писателем, важное место занимает пейзаж, который всегда тесно связан с содержанием произведения.
«В пруде сердито, надрываясь, перекликались лягушки, и даже можно было разобрать слова: «И ты такова! И ты такова!» Какой был шум! Казалось, что все твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все, даже сердитые лягушки, дорожили и наслаждались каждой минутой: ведь жизнь дается только один раз!» (повесть «В овраге»). А. М. Горький писал об удивительно красивой и простой форме чеховской речи: «Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов».