Идейно тематическая связь поэмы «Мцыри»

Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Поэма «Мцыри» — один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одино­чества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и сво­боды. Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, «просит бури», подобно парусу, не удовлетворя­ясь тихой судьбой монаха, не покоряясь

року: Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Тюрьмой стал для Мцыри монастырь. Его желание «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», обусловлено страстным порывом к свободе.

Короткие дни побега стали для него временно обретенной во­лей. Только вне монастыря он жил. И лирический герой стихотворения «Парус» не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Разве не так же Мцыри, «как брат, обняться с бурей был

бы рад»? В этом стихотворении выражено неискоренимое стремление достичь недостижимого. Постоянная борьба, постоянный поиск, непрерывное стрем­ление к активному действию — вот в чем поэт видел смысл жизни. Имен­но этим высоким смыслом автор наполнил и поэму «Мцыри»: хотя герою не удалось найти путь в родимую страну, «где люди вольны, как орлы», Лермонтов прославил поиски могущества воли, мужества, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели. Образ Мцыри схож также с лирическим героем стихотворения «Лис­ток», оторванным от «ветки родимой» и не находящим покоя нигде. Недаром умирающий говорит сам о себе: «Грозой оторванный листок». Близка Мцыри и тема одиночества, красной нитью пронизывающая все творчество Михаила Юрьевича.

Одинок белеющий «в тумане моря голубом» парус, «один и без цели» носится по свету дубовый листок. И герой поэмы одинок: Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок. — Причем одинок не только в среде монахов, но и во всем мире людском. И недаром понятны Мцыри думы разъединенных потоком одиноких скал, которым «не сойтиться никогда». Этот же мотив одиночества, мечта о соединении несоединимого звучат в стихотворении «На севере диком сто­ит одиноко. «, выражаясь в образе сосны, грезящей о такой же одинокой и грустной «прекрасной пальме».

Чуждый миру людей, презирающий свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебета, ему понятен «немолчный ропот», «вечный спор» потока «с упрямой грудою камней», дума скал, жаж­дущих встречи. В этой родной ему среде взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит «зубцы далеких гор» и бледную полосу «меж темным небом и землей». Природа настолько пробуждает «прилежный взор» Мцыри, что ему чудится, будто сквозь прозрачную синеву небесного свода он может следить «ангела по­лет» . Похожее состояние души мы видим у лирического героя стихотворе­ния «Когда волнуется желтеющая нива. «. Он воспринимает пейзаж «сла­достным», приветливым, его душа находится в гармонии с природой, вели­кой силой, вносящей в душу покой и надежду, смиряющей тревогу: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. Но самой большой любовью для Мцыри была та «одна — но пламен­ная страсть», что «изгрызла душу и сожгла», — любовь к родине.

Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины: Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет, Пришлет с прохладным ветерком. Сходен по содержанию с исповедью Мцыри в этом отношении пред­смертный монолог героя стихотворения «Завещание».

Основной тон его составляет скепсис, горечь и неудовлетворенность. Умирающий армеец одинок, его «судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен». Но он верен своему патриотическому долгу, его любовь к Родине сказывается в приверженности к «родному краю», ему единственному раненый посылает свой последний поклон. Таким образом, поэма «Мцыри» идейно-тематически связана с лири­кой Лермонтова. Мужество, цельность натуры, героизм главного героя поэмы являются укором бездеятельному и «позорно-малодушному» по­колению Лермонтова, которое «вянет без борьбы» и о котором великий поэт сказал горькие слова: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Идейно тематическая связь поэмы «Мцыри»