Идейно тематическая связь поэмы «Мцыри»
Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Поэма «Мцыри» — один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы. Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, «просит бури», подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь
Короткие дни побега стали для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил. И лирический герой стихотворения «Парус» не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Разве не так же Мцыри, «как брат, обняться с бурей был
Одинок белеющий «в тумане моря голубом» парус, «один и без цели» носится по свету дубовый листок. И герой поэмы одинок: Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок. — Причем одинок не только в среде монахов, но и во всем мире людском. И недаром понятны Мцыри думы разъединенных потоком одиноких скал, которым «не сойтиться никогда». Этот же мотив одиночества, мечта о соединении несоединимого звучат в стихотворении «На севере диком стоит одиноко. «, выражаясь в образе сосны, грезящей о такой же одинокой и грустной «прекрасной пальме».
Чуждый миру людей, презирающий свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебета, ему понятен «немолчный ропот», «вечный спор» потока «с упрямой грудою камней», дума скал, жаждущих встречи. В этой родной ему среде взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит «зубцы далеких гор» и бледную полосу «меж темным небом и землей». Природа настолько пробуждает «прилежный взор» Мцыри, что ему чудится, будто сквозь прозрачную синеву небесного свода он может следить «ангела полет» . Похожее состояние души мы видим у лирического героя стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. «. Он воспринимает пейзаж «сладостным», приветливым, его душа находится в гармонии с природой, великой силой, вносящей в душу покой и надежду, смиряющей тревогу: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. Но самой большой любовью для Мцыри была та «одна — но пламенная страсть», что «изгрызла душу и сожгла», — любовь к родине.
Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины: Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет, Пришлет с прохладным ветерком. Сходен по содержанию с исповедью Мцыри в этом отношении предсмертный монолог героя стихотворения «Завещание».
Основной тон его составляет скепсис, горечь и неудовлетворенность. Умирающий армеец одинок, его «судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен». Но он верен своему патриотическому долгу, его любовь к Родине сказывается в приверженности к «родному краю», ему единственному раненый посылает свой последний поклон. Таким образом, поэма «Мцыри» идейно-тематически связана с лирикой Лермонтова. Мужество, цельность натуры, героизм главного героя поэмы являются укором бездеятельному и «позорно-малодушному» поколению Лермонтова, которое «вянет без борьбы» и о котором великий поэт сказал горькие слова: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.