Гуманизм повести Пушкина «Станционный смотритель»
Главный герой, станционный смотритель, чиновник четырнадцатого класса, «огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Вся его жизнь — это служение другим. Он не знает покоя ни днем ни ночью: «В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца». Такова служба человека, которого все считают «извергом человеческого рода».
Только в дорожной суматохе озлобленный и уставший путешественник не будет заглядывать
Гуманизмом и глубоким состраданием к » маленькому человеку » проникнуты авторские размышления. Читателю предлагается войти в положение станционного смотрителя, отнестись к нему более благожелательно и снисходительно. Но есть и в его беспросветной жизни лучик света — его обожаемая дочь
Все приезжие, как бы они ни были возмущены, при виде девушки утихали, начинали разговаривать более милостиво.
Один из приезжих, веселый, жизнерадостный гусар украл покой станционного смотрителя. Удивительно, как отец мог не заметить, что его дочка приглянулась тому бесчестному человеку. Удивительно, как мог он поверить в обман и несуществующую болезнь гусара. Удивительно, с каким легкомыслием согласился с предложением его высокоблагородия довезти дочку до церкви. Но факт остается фактом, гусар обманным путем увез Дуню из отцовского дома.
Все попытки отца возвратить дочь оказались тщетными. Ротмистр Минский, не обращая внимания на слезы старика и его дрожащий голос, довольно быстро избавился от отца своей возлюбленной, выставив его за порог дома. Оскорбительной была попытка гусара откупиться от смотрителя деньгами. Отец долго не знал, что делать с ассигнациями, слезы негодования навернулись на его глазах. Гордость побеждает все остальные чувства — старик бросает ненавистные бумажки наземь.
Но вскоре человеческая слабость берет верх. Смотритель возвращается к деньгам, а их уже — пет. Казалось бы, такая унизительная сцена должна вызнать негодование и отвращение как самого автора, так и читателей.
Но необходимо отдать должное мастерству и мудрости А. С. Пушкина, который относится к своему герою по-философски снисходительно.
Не теряя надежды, отец в очередной раз предпринимает отчаянную попытку забрать свою «заблудшую овечку». Узнав, где обитает дочка, смотритель попадает в ее комнату. Перед глазами изумленного отца предстает такая картина: «. Минский сидел в задумчивости.
Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался «.
В этот раз Минский, сильною рукою схватив Вырина за ворот, просто. вытолкал его на лестницу. Такого удара смотритель не выдержал. Он на все махнул рукою и решил отступиться.
Рассказчик описывает страдания отца, потерявшего единственную в жизни радость. Внешний вид смотрителя вызывает сочувствие читателя. Если в начале повести это свежий и бодрый пятидесятилетний мужчина, то после потери дочки — хилый, седой старик: «я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Следует отметить, что равно снисходительно автор относится и к остальным персонажам повести. Ни слова осуждения не звучит в сторону ротмистра Минского, Дуни. Станционный смотритель, не пережив горя, спился и умер. Дуня же вопреки опасениям отца не сгинула, не стала мести «улицу вместе с голью кабацкой».
Прекрасной барыней, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською» решила она навестить отца. Да только пришлось ей поклониться не живому отцу, а его праху.
«Повести Белкина» проникнуты гуманизмом, в своей основе они оптимистичны. В произведениях, составивших цикл, выдуманные чувства, навеянные чтением романтических книг, проверяются самой жизнью. Иллюзии сталкиваются с действительностью, которая в конечном счете оказывается неожиданнее самых изощренных литературных сюжетов.
С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в повести «Станционный смотритель». На совершенно новой основе Пушкин продолжает здесь разработку образа «маленького человека», начатую еще сентименталистами. Новое’в облике станционного смотрителя Самсона Вырина — пробуждение в нем человеческого достоинства и начало протеста.
Обиженный судьбой и людьми, Самсон Вырин стал обобщением страдания, бесправия. За образом смотрителя появилась галерея подобных художественных типов — Башмачкина в «Шинели» Гоголя, Девушкина в «Бедных людях» Достоевского.
В «Станционном смотрителе» с глубоким сочувствием рассказывается о бедном чиновнике, «сущем мученике четырнадцатого класса». Финал произведения носит примирительный характер: Дуня, пришедшая на смиренное деревенское кладбище, бросилась на могилу отца и «лежала долго». В ее душе сохранилось высокое нравственное чувство — чувство вины перед отцом.
Несчастный Вырин заплатил слишком большую цену за стремление дочери стать самостоятельной.
Тема «маленького человека», поднятая Пушкиным в «Станционном смотрителе «, очень важна.
То, о чем писал Пушкин, — это вечные вопросы. В центре его произведений всегда стоит человек, а главная задача изображение характера, образа жизни, быта человека. И все, что занимало человека тысячу лет назад — вопросы любви, свободы, чести, долга, смерти, бессмертия, будет волновать его до тех пор, пока будет существовать человеческий род.
Литература помогает решать многие вопросы, взглянуть на себя со стороны.