Губернские очерки Щедрина
“Губернские Очерки”, вышедшие отдельной книжкой в 1857 году, не вызвали недовольства в официальных кругах. Это было время, когда с шумом готовились предстоящие реформы, и умеренное обличение даже поощрялось властями, а более глубокий смысл сатиры Щедрина большинству еще не был понятен. И сам Салтыков в то время еще надеялся, что царские реформы принесут пользу народу, он пожелал своим личным участием помочь этому делу. С 1858 по 1860 год писатель занимает пост вице-губернатора в Рязани, а с 1860 по 1862 год он – вице-губернатор в Твери. Салтыков активно вмешивается в губернские дела, защищая интересы народа против незаконных действий крепостников. “Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа… Очень, слишком даже будет!” – заявил он губернским чиновникам. Необычное поведение нового вице-губернатора вызвало резкое недовольство реакционеров. В помещичьих кругах его стали называть “вице-Робеспьером”. В январе 1862 года Салтыков оставляет службу. Он задумал издавать журнал в Москве, но, не получив разрешения, переезжает г* Петербург, где сближается с Некрасовым и с декабря
Салтыков-Щедрин становится преемником главы демократической публицистики – Н. Г. Чернышевского; в новых исторических условиях он творчески развивает взгляды революционной демократии. Гениально предугадывая пути развития пореформенной России, он сквозь мрак окружающей действительности провидел светлое будущее, когда и “ветхие люди” – помещики, и новые “кровопийцы” – капиталисты сойдут в “общую могилу”.
В 1868 году сатирик вошел в – обновленную редакцию “Отечественных записок”. На протяжении 16 лет он возглавляет этот журнал, сначала вместе с Н. А. Некрасовым, а после смерти поэта становится ответственным редактором журнала. В 1868-1869 годах он публикует программные статьи “Напрасные опасения” и “Уличная философия”, в которых развивает взгляды революционных демократов на общественное значение искусства. Основное содержание литературной деятельности Щедрин видел в освещении “безвестной жизни масс”. он утверждал, что только народную жизнь “можно назвать общественной в истинном и действительном значении этого слова”.