Грибоедов сделал свое дело — он написал «Горе от ума»
«Грибоедов сделал свое дело — он написал «Горе от ума»,- сказал Пушкин. Это дело состояло прежде всего в том, что гениальная обличительная комедия Грибоедова положила начало реалистической русской драматургии. Она остро поставила важнейшие общественные вопросы современности и поэтому сразу же стала предметом ожесточенной полемики. Борьба двух общественных лагерей, изображенная в «Горе от ума», развернулась вокруг самой комедии с момента ее появления и, видоизменяясь с ходом русской жизни, продолжалась многие десятилетия после
Даже тогда, когда «Горе от ума» получило всеобщее признание как классическое произведение русской литературы, реакционеры не раз предпринимали попытки под прикрытием лицемерных похвал фальсифицировать, извратить смысл пьесы.
Так, в конце XIX в. редактор «Нового времени» А. С. Суворин, восторженно славословя «Горе от ума», пытался доказать,
Нет сомнения, что опыт комедии Мольера, Бомарше, Шеридана был изучен Грибоедовым и образ Альцеста из «Мизантропа» Мольера оказал влияние на разработку образа Чацкого с его мизантропическими настроениями в конце пьесы. Но еще современный Грибоедову критик О. Сомов справедливо отметил, что автор «Горя от ума» не шел и, как видно, не хотел итти той дорогою, которую углажннали и наконец истоптали комические писатели от
Мольера до Пирона и наших времен. Посему обыкновенная французская мерка не придется по его комедии».
Глубоко проницательную оценку «Горя от ума» дала демократическая критика, разъяснившая русскому обществу великое значение комедии Грибоедова в русском освободительном движении, в истории русской литературы. Вслед за абристами и Пушкиным Белинский увидел в «Горе от ума» гениальную русскую комедию, образцовое произведение, а в Грибоедове — «Шекспира комедии». Правда, в 1839 г. Белинский, находясь под влиянием идеалистической эстетики и философской теории примирения с действительностью, в специальной статье, посвященной «Горю от ума», отрицательно отозвался о комедии в целом, признавая вместе с»тем в Грибоедове «талант яркий, живой, свежий, сильный, могучий», восторгаясь «гениальной живописностью» в изображении им самобытных характеров-типов. Статья появилась в январской книжке «Отечественных записок» за 1840 год, а уже в абре этого года великий критик, преодолев консервативные, идеалистические заблуждения, в письме к Боткину осудил как неправильный и ошибочный свой «чисто художнический» взгляд на комедию.
В статье 1841 г. «Разделение поэзии на роды и виды» Белинский, признавая великое общественное значение за сатирической комедией, если она «выходит не из невинного желания поострить, но из глубоко-оскорбленного пошлостью жизни духа», видел в «Горе от ума» благороднейшее создание гениального человека, бурное дифирамбическое излияние желчного, громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие цели и низкие стремления направлены только к призракам жизни — чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства, и которых апатическая, сонная жизнь есть смерть всякого живого чувства, всякой разумной мысли, всякого благородного порыва: «Горе от ума»,- заключает Белинский,- имеет великое значение и для нашей литературы и для нашего общества» 2. Таким образом, великий критик-демократ поставил в заслугу Грибоедову тот обличительный и патриотический пафос его комедии, который был дорог и абристам.