Грек Доменико Теотокопули со временем назван Эль Греко

Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Кандии (теперь это город Ирак-лион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. В 1582 году он сам сообщил о том, что родился на Крите, а в 1606 году объявил о своем шестидесятипятилетии.

К этому времени он жил в Испании, где его настоящее имя было слишком сложным для произношения. Поэтому живописец стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко (Грек). Впрочем, картины Эль Греко всегда

подписывал своим настоящим именем и греческими буквами, иногда добавляя в подписи гордое «Кге»» (Критянин). Нам мало что известно о первых 25 годах его жизни. Отец Эль Греко был сборщиком податей, поэтому можно предположить, что его сын смог получить неплохое образование.

Позже художник водил дружбу со многими учеными, а его личная библиотека, описанная после смерти, включала в себя 131 книгу по истории, литературе, философии, живописи и архитектуре на греческом, латинском, итальянском и испанском языках. Этот факт говорит о многом. В официальных документах имя Эль Греко впервые упоминается 6 июня 1566 года, и

там его называют «мастером Доменико Теотокопули, художником». Несколько сохранившихся работ этого периода показывают, что в это время стиль художника оставался в рамках традиционной византийской иконописи. Само по себе это несколько странно, ибо семья Эль Греко принадлежала к римской католической, а не к греческой православной церкви.

Около 1568 года Эль Греко появился в Венеции и оставался там, скорее всего, до 1570 года. Переезд Эль Греко с острова на материк не должен вызывать удивления. Остров Крит был владением Венеции, начиная с 1204 года, и играл ключевую роль в венецианской торговле. Венецианская школа живописи переживала в те годы эпоху расцвета. Есть сведения, что Эль Греко учился у Тициана.

В ноябре 1570 года художник оказался в Риме, где прожил следующие пять или шесть лет. Здесь он подружился с художником Джулио Кловио, который обратился к своему покровителю, кардиналу Алессандро Фарнезе, с просьбой приютить чужестранца на первых порах. В этом письме Кловио упоминал об автопортрете Эль Греко, произведшем огромное впечатление на всех римских художников». Кардинал Фарнезе внял этой просьбе, предложив художнику жить в его дворце. О жизни Эль Греко в Риме, кроме того, известно, что в 1572 году он стал членом Академии святого Луки и что он ненадолго возвращался в Венецию.

Благодаря своей близости к кардиналу Фарнезе, Эль Греко свел знакомство со многими римскими учеными и теологами. Библиотекарь кардинала и один из образованнейших людей своего времени, Фульвио Орсини, приобрел семь картин художника. И все-таки Эль Греко так и не получил в Риме ни одного большого заказа, что, видимо, и послужило причиной его отъезда в Испанию. 2 июля 1577 года его имя впервые упоминается в хрониках Толедо. В Толедо дела художника очень скоро пошли в гору.

В 1577 году он закончил свою первую большую картину, алтарный образ «Успение Богородицы», и тогда же приступил к одной из самых знаменитых своих работ — полотну «Снятие одежд с Христа» для Кафедрального собора в Толедо. Эта картина, увиденная публикой в 1579 году, пользовалась такой популярностью, что Эль Греко не успевал писать копии с нее для коллекционеров живописи. Вскоре после приезда в Толедо художник познакомился с Иеронимой де лас Куэвас, ставшей спутницей его жизни и матерью его сына, Хорхе Мануэля, родившегося в 1578 году. То, что официальный брак они не заключили, породило немало романтических легенд.

Так, говорили, что Эль Греко, будучи иностранцем, не смог добыть необходимые для этого документы. Еще утверждали, что художник уже был женат и бросил свою первую, не оставившую никакого следа в истории, семью то ли на Крите, то ли в Италии. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. При этом имя Эль Греко появляется в сотнях документов, но все эти упоминания связаны исключительно с его финансовыми сделками. Не сохранилось и личных писем живописца.

Правда, мы знаем, что он обладал острым умом и гордым сознанием того, что занимается великим делом. Последнее, впрочем, иногда граничило с элементарным высокомерием. С 1585 года Эль Греко, чтобы ничем не уронить себя, старался жить на широкую ногу, арендовав часть дворца у маркиза де Вильены, а от заказчиков требовал непомерно высокой оплаты своих трудов.

Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Были в жизни Эль Греко и разбирательства другого рода. Церковные власти порой выражали недовольство картинами художника, настаивая на том, чтобы выполненные для церкви работы более соответствовали сложившейся традиции и ортодоксальным взглядам.

Но слава Эль Греко столь выросла, что даже это не мешало ему по-прежнему получать престижные заказы. Да и то сказать — Толедо был одним из славнейших испанских городов, но настоящими художниками оказался обделен. Вместе с тем Эль Греко стремился к тому, чтобы раздвинуть узкие рамки местного признания, обращая при этом взоры на всесильного Филиппа II, короля Испании. Филипп II, большой ценитель искусства, искал в то время художников для оформления Эскориала, большого монастыря-дворца, расположенного неподалеку от Мадрида. Строительство Эскориала началось в 1563 году, и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было связано с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан).

Но надежды эти не оправдались. В 1580-82 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Королю оно откровенно не понравилась, и он передал заказ посредственному итальянскому художнику Ромуло Чинчиннато.

По мнению современника Эль Греко, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Таким образом, традиция оказалась принесена в жертву стилю, чего не смог принять Филипп II, любивший религию больше, чем живопись. После этого Эль Греко вернулся в Толедо, и уже навсегда.

Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. В эти годы в городе началась перестройка многих церковных зданий, что открыло перед художником необозримое поле деятельности. Поступали ему заказы и из других мест. Один из них стал для Эль Греко роковым.

В 1603 году он согласился написать алтарный образ для церкви госпиталя в Ильескасе, городке, расположенном приблизительно в 20 милях к северу от Толедо. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти.

Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Художник занимал деньги у своих друзей, но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя задолженность по оплате арендованного им жилья. Эль Греко умер в Толедо 7 апреля 1614 года и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Ангигуо.

Неприятности не оставили великого художника и после смерти. Разногласия, возникшие с местным клиром, вынудили Хорхе Мануэля перевезти тело отца в ближайший монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь в XIX веке был разрушен, и останки Эль Греко оказались утеряны.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Грек Доменико Теотокопули со временем назван Эль Греко