Гражданская война в романе Фадеева «Разгром»

К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман «Разгром». «Я могу их оп ределить так, — говорил Фадеев. — Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».

Эта переделка

людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса — коммунисты, которые ясно видят поставленная проблема движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться.
Значение этой темы огромно. В годы революции и гражданской войны происходит коренной перелом в сознании людей, рассудок в конечном счете одерживал победу над предрассудком, элементы «одичания», неизбежные при всякой войне, отступали на задний план перед величественной картиной роста «разума масс», миллионы трудящихся вовлекались в активную политическую жизнь.

«Разгром»

А. Фадеева относится к числу первых художественных произведений, отразивших идейное содержание Октябрьской революции. Действие в «Разгроме» длится приблизительно приблизительно трех месяцев. Персонажей всего приблизительно тридцати. Это необычно мало для произведений, повествующих о гражданской войне. В центре внимания автора — изображение человеческих характеров. Главное событие — армейский разгром партизанского отряда — начинает игрывать заметную роль в судьбах героев лишь с середины произведения. Вся первая половина романа представляет собой историю человеческих переживаний, обусловленных не частным военным эпизодом, а совокупностью условии революционной эпохи, когда характер действующих лиц обрисован, автор показывает сражение как опробование качеств людей. И в момент военных действий все внимательность поглощено не описанием их, а характеристикой поведения и переживания участников борьбы. Где пребывал, о чем думал тот или другой герой — такими вопросами занят писатель от первой до последней главы. Ни одно событие не описано как таковое, а обязательно взято как причина или следствие внутренних движений героя. Реальной исторической основой «Разгрома» служили события трех наиболее тяжелых месяцев. В романе дана общая широкая картина той великой переделки мира и человека, которая началась 25 октября 1917 года. «Разгром» — это книга о «рождении человека», о формировании нового, советского самосознания в среде самых разных участников исторических событий.

В романе Фадеева нет случайных «счастливых» развязок. Острые военные и психологические конфликты разрешаются в нем только героическим напряжением физических и духовных сил участников войны. К концу романа складывается трагическая ситуация: партизанский отряд оказывается во вражеском окружении. Выход из создавшегося положения потребовал больших жертв, куплен ценою героической смерти лучших людей отряда. Роман заканчивается гибелью большинства героев: осталось в живых только девятнадцать. Сюжет романа, таким образом, заключает в себе компонент трагедии, что подчеркнуто в самом заглавии. Трагический материал гражданской войны Фадеев использовал для того, чтобы показать, что трудящиеся массы не останавливались ни перед какими жертвами в борьбе за победу пролетарской революции и что эта революция поднимала людей обыкновенных, людей из народа, до уровня героев исторической трагедии.

Персонажи «Разгрома» органически спаяны реальным событием, лежащим в основании романа. Система образов в целом рождает столь сильное ощущение естественности, что кажется сложившейся как бы стихийно.

Тесный мирок партизанского отряда представляет собой художественную миниатюру с реальной картины большого исторического масштаба. Система образов «Разгрома», взятая в целом, отразила реально-типическое соотношение основных социальных сил революции. В ней участвовали пролетариат, крестьянство и интеллигентская часть общества, руководимые коммунистической партией. Фадеев сумел найти высокую поэзию в делах и помыслах большевика, в деятельности партийного рабочего, а не в психологических прибавлениях к нему и не во внешних натуралистических его украшениях.

«Разгром» не только продолжает существовать в наши дни, но и обогащается временем, — аккурат потому, что наряду с настоящим в книге присутствует и будущее. В романе А. Фадеева будущее, мечта стали частью реальной реальности. «Разгром» — одно из первых произведений нашей литературы, в котором социалистический реализм присутствует не в виде отдельных элементов, а становится самой основой произведения. Работа А. Фадеева над «Разгромом» может служить примером большой взыскательности художника, правильного понимания писателем своей высокой ответственности перед читателем.

Роман является результатом длительных раздумий и большого творческого труда. «Я много рабо тал над романом, — говорит автор, — много раз переписывал отдельные главы. Есть главы, которые я переписывал более двадцати раз». Но автором была осуществлена сложная работа, связанная с уточнением смысла отдельных выражений, улучшением стиля.

В центре ее внимания — сложные моральные проблемы задолженности, верности, гуманизма, любви, стоявшие перед героями Фадеева и продолжающие беспокоить нас сегодня.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Гражданская война в романе Фадеева «Разгром»