Горький: Правда — бог свободного человека

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился «рабом вещей», падала ценность личности. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные.

В пьесе «На дне» Горький показывает уже совершенно другой тип людей — людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса «На дне» — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это

как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров.

Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею. Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы «На дне».

Первое, что бросается в глаза, — это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений («Дура ты, На-стька. «). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном.

Даже Клещ не может сказать

ласкового слова умирающей жене («Заныла»). Считается, что главное слово в пьесе — правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу.

Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны — правда их будничной повседневной жизни, правда «дна», и с другой — правда, которую они хотели бы видеть.

Это правда «вымышленная». И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.

Квашня. Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти. Клещ.

Врешь! Квашня. Чего-о? Клещ.

Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой. Квашня. Козел ты рыжий! Туда же — врешь!

Да как ты сме — ешь говорить мне такое дерзкое слово? Клещ. Велика барыня. А с Абрамкой ты обвенчаешься. только того и ждешь.

Квашня. Конечно! Если бы. как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти.

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело. Квашня.

А-а! Не терпишь правды!

Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде.

Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную. Клещ. «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда!

Работы нет. силы нет! Вот — правда! Пристанища. пристанища нету! Издыхать надо. вот она, правда! Дьявол!

На. на что мне она — правда? Дай вздохнуть. вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне — правду?

Жить — дьявол — жить нельзя. вот она правда. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех.

Я тебе скажу. ненавижу я всех! И эту правду. будь она, окаянная, проклята! Понял?

Пойми! Будь она проклята!»Конфликт правд — это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое.

Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.

Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит. Лука. «Уйдем, милая! ничего. не сердись! Я — знаю.

Я — верю! Твоя правда, а не ихняя. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит — была она!

Была!» Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме-нить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность. Есть такое высказывание Горького: «Правда — бог свободного человека». Но если говорить о героях пьесы «На дне», то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда.

Эти люди не свободны, хотя они и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и др. — герой свободный. Но персонажи пьесы «На дне» не хотят свободы. Им нс нужна эта правда «свободного человека».Многие считали, что пьеса «На дне» — это «буревестник революции». В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить.

Герои «На дне» не могут этого сделать. Например, Актер. Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит — не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать.

В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Горький: Правда — бог свободного человека