«Горе от ума» бессмертное произведение Грибоедова

Комедия «Горе от ума», написанная А. С. Грибое­довым в начале XIX века, актуальна и для сегодняш­ней России. В этом произведении автор со всей глуби­ной раскрывает пороки, поразившие российское об­щество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.

Имена персонажей комедии, собранных Грибоедо­вым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Да­вайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита

«века покорности и страха». Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: «Учились бы, на старших глядя». А что явля­ется, в понимании Фамусова, тем самым опытом стар­ших поколений? Это ярко видно на примере его отзы­вов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, кото­рый «не то на серебре — на золоте едал». Максим Петрович, вельможа времен «матушки Екатерины», является для Фамусова образцом для подражания, потому что «когда же надо подслужиться, он и сги­бался вперегиб». Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа
комедии.

Занимая большой пост, Фамусов признает, что слу­жит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фаму­сова также такую черту чиновничества, какую мы на­зываем сегодня «протекционизмом». Герой комедии признается:

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку.

Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». Полковник Скалозуб, как счи­тает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, по­тому что он «не нынче — завтра генерал».

В образе Фамусова мы без труда можем найти зна­комые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценнос­тей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.

То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к «легкому» хлебу, которого добиваются, выслужива­ясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, под­халимство. Так, например, Молчалин живет по прин­ципу:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до «степеней извест­ных». Этот герой к своим достоинствам относит «уме ренность и аккуратность», умение промолчать, когда те­бя бранят.

Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и не­вежественного героя парадных учений, ярого противни­ка всего нового. Этот «хрипун, удавленник, фагот, со­звездие маневров и мазурки» гоняется за чинами, орде­нами и богатой невестой.

На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова со­ставляют ту прослойку общества, которая всегда без­ропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антиде­мократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.

Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передово­го человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карье­ризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам «века минувшего». Чацкий провозглашает гуманность, ува­жение к простому человеку, службу делу, а не ли­цам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к про­свещению.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспомина­ниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знат­ных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели», о тех, «чья чаще гнулась шея».

Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он не принимает «век минувший»: «Прямой был век покорности и страха». Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся «вписаться в полк шутов».

Критически относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выби­рать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным». Чацкий стремит­ся «служить», а не «прислуживаться», причем служить «делу», а не «лицам».

Чацкий — передовой человек своего времени. Сле­дует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды на­правлены далеко в будущее. Подобных людей можно оты­скать в каждой эпохе, а особенно — на стыке «века минув­шего» и «века нынешнего». По этому поводу И. А. Гонча­ров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каж­дом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей ужива­ется старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым. «

Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот чело­век прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют «белыми воронами», так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выражен­ной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписы­вается в фамусовское общество, которое его не понима­ет и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:

С ума сошел. Ей кажется, вот на!

Недаром? Стало быть. с чего б взяла она!

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» пи­сал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею не­тленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью раз­деляю его мнение. Ведь писатель нарисовал реаль­ную картину нравов, создал живых персонажей. На­столько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бес­смертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему застав­ляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение «Горе от ума» бессмертное произведение Грибоедова