Главные мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» как выражение своего времени и времени вообще
«В этом романе действуют и Христос, и дьявол, и жулики, и обыватели. Книга напоминает ледоход, когда льдины плывут, теснясь, сменяя друг друга, разные по размеру и цвету; на одной из них клок сена, на другой собачья будка, на третьей вывороченный из земли могильный крест. Все здесь есть: и смерть Га-Ноцри на кресте, и фантастический бал у сатаны, и переполох, устроенный свитой Воланда в московском писательском ресторане! Великое и низкое, трагическое и смешное…»
«Мастер и Маргарита» — последнее, но главное произведение Булгакова,
Его работы были
Почти через тридцать лет его замечательный роман все-таки увидел свет. Он произвел огромный переворот, нашел своих поклонников и врагов, но, самое главное, стал классикой советской литературы. И поныне произведение Булгакова привлекает людей, тревожит их сердца и разумы, может быть, заставляет некоторых изменить взгляды на жизнь.
Почему же роман «Мастер и Маргарита» стал классическим? Что производит на читателей такое большое впечатление, которое остается в их душах на долгое время?
Прежде всего, мастерство писателя заключается в том, что для своего произведения он избрал необычную композицию: «роман в романе», где перед читателями раскрывается план современности (Москва в тридцатые годы), план исторический (I тысячелетие, тридцатые годы), план фантастический (Воланд и его свита). На страницах романа писатель поднимает философские и этические проблемы человечества. Булгаков размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о прекрасных чувствах и пороках, о вере и об ответственности человека за совершенные деяния.
Автор не пересказывает библейские сюжеты, а по-своему излагает свое отношение к ним, пытается их переосмыслить. Его главный герой Иешуа Га-Ноцри — обыкновенный человек, обладающий высокими моральными принципами, состраданием к людям. Все это он хотел передать окружающим. В романе он не сын Божий, а просто человек более чистый и нравственный, со своими истинами и ценностями.
Образом Понтия Пилата писатель хочет представить размышления о моральной ответственности любого за его поступки.
По мнению писателя, самый большой порок — трусость, боязнь потерять карьеру, стремление сохранить обычный образ жизни.
Воланд олицетворяет в романе дьявола, но своим спокойствием, рассудительностью, мудростью, благородством и своеобразным обаянием рушит привычное нам понятие «черной силы». Мне кажется, своими поступками он симпатичен многим читателям. Дьявол, оказавшись в Москве, устраивает моральную «проверку» обществу.
Воланд и его свита обнажают и выводят на поверхность вечные пороки человечества: подлость, предательство, жадность, легкомыслие, хамство и наглость. «Черная сила» воздает каждому по его вере.
Не только низкое описывает Булгаков в своем произведении. Ярким лучом через роман проходит искренняя любовь
Мастера и Маргариты. Автор убежден, что прекрасное чувство дается не каждому, это — дар Божий, имеющий свои вершины, доступные не всем. Вера в свою глубокую любовь заставила Маргариту согласиться на сделку с дьяволом, несмотря на всевозможные обстоятельства, она даже после смерти остается с любимым.
Мастер, Га-Ноцри, Маргарита не могут жить среди людей, в которых смешалось все. Нравственные люди, которые стараются идти по жизни в согласии со своей совестью, имеют собственную точку зрения, оказываются за бортом жизни, их заглатывает серая толпа: Иешуа оказывается на кресте, Мастер — в психушке.
Булгаковская работа является предсказанием, его точка зрения заключается в том, что «в основе общества должны лежать не материальные, не классовые, не политические ценности». Автор создал роман «о своем времени, о времени вообще, об истинах сиюминутных и вечных».