Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства Достоевский
Разум подчас противоречит велениям сердца. И задача человека — найти правильный путь, не встать на ошибочную стезю. Как часто человек совершает жестокие и подлые поступки, послушавшись велений разума. В то же время, если слушать веления сердца своего, никогда не совершишь неправильного поступка. Свое сочинение я бы хотел посвятить роману Достоевского «Преступление и наказание».
Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Л изавету исклю-чительно ради того, чтобы проверить свою теорию. А теория его — это результат
Родион Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Но кто дает право отельному человеку делать такие выводы? Каждый человек — это целый мир, целая Вселенная. И только чрезмерно гордый человек может придумать такую теорию. С точки зрения самого Достоевского столь человеконенавистнические идеи могли появиться исключительно в нездоровом обществе. Мы видим в романе, что образ жизни людей, атмосфера в которой они живут, становится причиной нравственного падения и разложения. Достеевский рисует мрачный образ Петербурга. Он сравнивает город с домом, в котором нет форточек. Удушающая атмосфера пошлости, жестокости, подлости захватывает всех.
Раскольников берет за основу только результат умственных размышлений. И он словно совсем забывает о том, что помимо разума, у человека есть душа, совесть. Ведь голос сердца это и есть голос совести. Раскольников только потом понял, насколько он ошибался. Голос его сердца оказался подавлен холодным, одержимым жестокой идеей рассудком. Раскольников идет против своей совести, тем самым проводит черту между собой и окружающими. Теперь ему уже нет места в мире нормальных, не совершивших преступление, людей. Такое наказание ясно доказывает, насколько важно прислушиваться именно к своей душе, к своей совести.
Достоевский, как и во всех своих произведениях, не дает нам возможности од-нозначно судить главного героя своего романа. Несмотря на всю жестокость кровавого убийства, совершенного им, Раскольникова нельзя назвать в полном смысле бессердечным, жестоким человеком. Ведь мы знаем, что он помогает Мармела-довым. В ходе произведения вплывают и другие факты из прошлого Раскольникова, доказывающие наличие в нем великодушия и благородства: любовь к больной девушке, забота о студенте, попавшем в еще более трудное положение, нежели сам Родион, спасение из огня детей. Эти поступки свидетельствуют о том, что в душе у Раскольникова есть доброта. Просто в момент совершения преступления холодный разум победил. И в этом беда.
Достоевский не просто рассказывает своим читателям о преступлении и раскаянии Родиона Раскольникова. Писатель на самом деле в художественной форме излагает концепцию «почвенничества», а также говорит о христианской вере, которая не приемлет убийства. С точки зрения самого писателя нельзя жить разумом, нужно жить так, как велит душа. Ведь разума в человеке всего только двадцать процентов, а остальное — это душа. Поэтому разум должен подчиняться душе, а не наоборот. В этом случае человек сможет соблюдать христианские законы, соизмерять каждый свой поступок с ними.
Достоевский изображает Соню Мармеладову именно таким человеком, который полностью соответствует гуманистическим идеям христианской веры. Сонечка, не задумываясь, жертвует собой ради спасения семьи от смерти. Именно с образом Сони Мармеладовой связаны воззрения Достоевского о любви ко всему человечеству, о вере и покаянии, о страданиях, которые человек должен вынести в течение своей жизни.
Роман Достоевского «Преступление и наказание», безусловно, оказывает на нас тягостное впечатление. Но, тем не менее, мы видим духовное возрождение Рас-кольникова. Он понимает, насколько неправильной и человеконенавистнической была его теория. Значит, сердце торжествует над разумом. Раскольников полностью меняется, он обретает смысл жизни. Духовное возрождение Раскольникова является символом возможного нравственного и духовного возрождения общества. Достоевский не просто показывает душевные терзания отдельного человека. В лице Раскольникова он изображает всех тех, кто ставит разум выше чувств, ценит холодные умозаключения больше, чем голос сердца. Нравственные страдания Раскольникова показывают, что каждый, кто повторит такую же ошибку, будет страдать от наказания, куда более сурового, чем тюремное заключение и каторга. Писатель показывает, насколько актуальны и важны для каждого человека христианские нормы. Роман Достоевского «Преступление и наказание» будет представлять интерес для читателей во все времена.