Герои ищущие и мыслящие

Девятнадцатый век — век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных обществ, оппозиционных правительству. Герои века ищут выхода, ищут пути к гуманизму.

Новые романтики, почувствовав свободные веяния Запада, жаждут свободы, их угнетает положение крестьян, они ужасаются отсталости страны, в которой живут.

Светские вечера, пустые сплетни, ничего не значащие разговоры — это среда, воспитавшая героев романа

«Война и мир» Толстого. Неизбежен протест против такой бесцельной жизни, и он выражается в попытках героев найти свое призвание в жизни. Князь Андрей Болконский пробует себя в светской жизни, на военном поприще, в политике и в семейной жизни, но перед смертью помнит только бесконечно высокое и доброе небо.

Жизнь прожита, а идеал не достигнут. Пьер Безухов — тоже ищущий герой. Он кутит в свете, потом становится масоном и пытается помочь своим крепостным. Но все напрасно.

И лишь война, нарушившая все и сломавшая не одну судьбу, лишь это бессмысленное, зверское убийство сотен тысяч людей ставит все на свои места.

Жизнь не имеет и не может иметь смысла. Жизнь — это жизнь.

Это постоянное служение добру и вера в него. Это даже не религия, это знание, которое он перенял у Платона Каратаева, простого человека, и потому не надуманное, а истинное. Оно не лишает человека действия, оно лишь говорит: «Делай добро, иначе зачем жить».

В самом конце романа Пьер становится членом тайного общества. Это не радикальный кружок. Толстой никогда не верил в революционный путь развития общества.

Это всего лишь попытка воздействия на ход истории мирным путем: сначала должно пройти очищение внутри человека, и только после этого человек имеет право строить чужую жизнь.

После Отечественной войны 1812 года и после разочарования в либеральности Александра I в России появляются «Союз спасения» и «Союз благоденствия», деятельность которых привела к неудавшемуся восстанию на Сенатской площади в 1825 году. Попытка восстания не удалась. Новый царь начал правление с казней и ссылок. Последовали годы реакции. Но сама мысль о новом государственном устройстве не замерла.

Правительство добилось лишь того, что новое поколение уже не хотело останавливаться перед смертью ради главного дела, да еще воспитало Кирсановых-либералов.

Молодежь второй половины века ждало разочарование в «отцах». Все эти давно устаревшие принципы только раздражали базаровых, поэтому-то и развился нигилизм (отрицание устаревших норм).

Восторженность, любовь к жизни Пьера кажутся наивными в сравнении с ясным взглядом Базарова. Пьер мечется от одной идеи к другой, а Базаров начисто отметает все идеи и, окинув холодным взглядом реальность, неизбежно ужасается ей, и лишь одно стремление — разрушать — пробуждается в нем. Поэтому Базаров не строит, не пытается найти истину, как Пьер. «Сначала нужно сломать, а там — посмотрим». Главное в том, что новое не должно быть похожим на старое. К такой же мысли приходит и Пьер, но делает все совершенно по-другому.

Для него главное — духовная основа. Он, как и Толстой, выбирает путь самосовершенствования. А Базаров не может так.

Система должна быть уничтожена — в этом его правда.

Тысячи разных людей в разные эпохи пытались переустроить окружающий мир, сделать его добрее, гуманнее. Но всякое общество — это система. Оно создает себе подобных и отрицает возможность другой жизни. Люди мыслящие пытаются противостоять этому.

Потребность служить правому делу не дает людям успокоиться.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Герои ищущие и мыслящие