Фольклорные мотивы поэзии Шевченко «Ой три пути широких»

Дон Жуан, или Каменный пир (также в русских переводах часто встречается название Дон Жуан, или Каменный гость) — комедия в пяти актах Мольера, написанная в 1665 году. Впервые представлена 15 февраля 1665 г. в театре Пал-Рояль

«Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) был написан очень быстро, чтобы поправить дела театра после запрета «Тартюфа». Мольер обратился к чрезвычайно популярной темы, впервые разработанной в Испании, — о развратнике, что не знает никаких препятствий в своем стремлении к удовольствиям. Впервые о Дон Жуане написал Тирсо

де Молина, использовав народные источники, севильские хроники о дон Хуан Тенорио, розпуснику, что похитил дочь командора Гонсало де Ульоа, что убили его и осквернили его надгробное изображение. Позже эта тема привлекала внимание драматургов Италии и Франции, которые разрабатывали ее как легенду о нераскаявшегося грешника, лишенного национальных и бытовых особенностей. Мольер совсем оригинально обработал эту известную тему, отказавшись от религиозно-нравственного трактовка образа главного героя.

Его Дон Жуан — обычная светская человек, а события, с ним происходящие, обусловлены свойствами его натуры, и

бытовыми традициями и социальными отношениями. Дон Жуан Мольера, которого с самого начала пьесы его слуга Сганарель определяет как «величайшего из всех злодеев, которых когда-либо носила земля, чудовище, собаку, дьявола, турка, еретика» (I, 1), — это молодой смельчак, джигит, что не видит никаких препятствий для проявления своей порочной личности: он живет по принципу «все разрешено». Создавая своего Дон Жуана, Мольер обличал не разврат вообще, а безнравственность, свойственном французскому аристократу XVII в.; Мольер хорошо знал эту породу людей и поэтому обрисував своего героя очень достоверно.

Как все светские щеголи его времени, Дон Жуан живет в долг, занимая деньги в зневажуваної им «черной кости» — в буржуа Диманша, которого ему удается обворожити своей любезностью, а потом выпроводить за дверь, так и не уплатив долга. Дон Жуан освободил себя от всякой моральной ответственности. Он соблазняет женщин, губит чужие семьи, цинично норовит развратить всякого, с кем имеет дело: простодушных крестьянских девушек, на каждой из которых обещает жениться, нищего, которому предлагает золотой за богохульство, Сганареля, которому подает наглядный пример обращения с кредитором Диманшем. «Мещанские» добродетели — супружеская верность и синовнее уважение — вызывают у него лишь улыбку. Отец Дон Жуана дон Луис пытается образумить сына, убеждая, что «звание дворянина нужно оправдать» личными достоинствами и добрыми делами», потому что «знатное происхождение без добродетели — ничто», и «добродетель — первый признак благородства».

Возмущаясь аморальностью сына, дон Луис признается, что «сына какого-нибудь сторожа, если он честный человек», она ставит «выше, чем сына короля», если последний живет как Дон Жуан (IV, 6).

Дон Жуан перебивает отца только раз: «Если бы вы сели, вам было бы удобнее говорить», однако свое циничное отношение к нему он выражает словами: «Ах, так умирайте вы скорее, меня бесит, что родители живут так же долго, как и сыновья» (IV, 7). Дон Жуан бьет крестьянина Пьеро, которому обязан жизнью, в ответ на его возмущение: «Вы думаете, когда вы господин, то вам можно приставать к нашим девушек у нас под носом?» (II, 3). Он смеется над отрицанием Сганареля: «Если вы знатного рода, если у вас белокурая парик. шляпа с перьями. то вы от этого умной. вам все дозволено, и никто не смеет вам правду сказать?» (I, 1).

Дон Жуан знает, что все именно так: он поставлен в особые привилегированные условия. И он доказывает делом печальное наблюдение Сганареля: «Когда знатный господин еще и глупый человек, то это ужасно» (I, 1). Однако Мольер объективно отмечает в своем герое и интеллектуальной культуре, свойственную знати.

Изящество, остроумие, храбрость, красота — это тоже черты Дон Жуана, что умеет очаровывать не только женщин. Сганарель, многозначная фигура (он и простоват, и проникновенно умный), осуждает своего господина, хотя часто и любуется им. Дон Жуан умный, он широко мыслит; он универсальный скептик, что смеется над всем и над любовью, и над медициной, и над религией.

Дон Жуан — философ, вольнодумец. Однако привлекательные черты Дон Жуана, в сочетании с его убежденностью в своем праве унижать достоинство других, только подчеркивают жизненность этого образа

Главное для Дон Жуана, убежденного женолюба, — стремление к наслаждению. Не желая задумываться о злоключениях, которые его ожидают, он признается: «Я не могу любить один раз, меня завораживает всякий новый предмет. Ничто не может остановить мои желания.

Мое сердце способно любить целый мир» (I, 2). Столь же мало он задумывается над нравственным смыслом своих поступков и их последствий для других. Мольер изобразил в Дон Жуане одного из тех светских вольнодумцев XVII в., которые оправдывали свое аморальное поведение определенной философией: наслаждение они понимали как постоянное удовлетворение чувственных желаний. При этом они откровенно пренебрегали церковь и религию.

Для Дон Жуана не существует загробной жизни, ада, рая. Он верит только в то, что дважды два — четыре. Сганарель точно заметил этажность этой бравады: «Бывают на свете такие негодяи, которые распутничают неизвестно для чего и строят из себя вольнодумцев, потому что думают, что это им к лицу» (I, 2).

Однако поверхностный светский либертинаж, настолько широко распространен во Франции в 1660-е годы, в мольеровского Дон Жуана не исключает и настоящего философского свободомыслия: убежденный атеист, он пришел к подобным взглядам через развитый, освобожден от догм и запретов интеллект. И его иронично окрашена логика в споре с Сганарелем на философские темы убеждает читателя и располагает в его пользу. Одной из привлекательных черт Дон Жуана в течение большей части пьесы остается его искренность. Он не ханжа, не пытается изобразить себя лучше, чем он есть, да и вообще мало дорожит чужим мнением.

В сцене с нищим (III, 2), вдоволь надругавшись над ним, он все-таки дает ему золотой «не Христа ради, а из человеколюбия». Однако в пятом акте с ним происходит разительная перемена: Дон Жуан становится лицемером. Бывалый Сганарель с ужасом восклицает: «Что за человек, ну и человек!» Притворство, маска благочестия, что надевает Дон Жуан, — не более выгодная тактика; она позволяет ему випутаться с, казалось бы, безвыходных ситуаций; помириться с отцом, от которого он материально зависит, благополучно избежать дуэли с братом брошенной им Эльвиры. Как и многие в его общественном кругу, оно только принял вид большого человека.

По его собственных словах, лицемерие стало «модным привилегированным пороком», что прикрывает любые грехи, а модные пороки расцениваются как добродетели. Продолжая тему, поднятую в «Тартюфе», Мольер показывает общий характер лицемерия, распространенного в различных состояниях и заохочува официально. Причастна к нему и французская аристократия

Создавая «Дон Жуана», Мольер вытекал не только древнем испанском сюжета, но и приемам построения испанской комедии с ее чередованием трагических и комических сцен, отказом от единства времени и места, нарушением единства языкового стиля (речи персонажей здесь индивидуализированная более, чем в какой-либо другой пьесе Мольера). Более сложной оказывается и структура характера главного героя. И все-таки, несмотря на эти частичные отступления от строгих канонов поэтики классицизма, «Дон Жуан» остается в целом классицистской комедией, главное назначение которой — борьба с человеческими пороками, постановка нравственных и социальных проблем, изображения обобщенных, типизированных характеров



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Фольклорные мотивы поэзии Шевченко «Ой три пути широких»