Философские размышления Сковороды
Не тот счастлив, кто желает лучшего, А тот, кто удовлетворен тем, чем владеет Г. С. Сковорода. Фигура Григория Саввича Сковороды в древней украинской литературе одна из величайших. Он был философом и творцом человеческих душ, он был путешественником и целовала трава следы его ног, он был певцом и пели человеческие души вместе с его душой, он был мыслителем и теперь открылись нам тайны его заповедей, он был духовным сівачем и проросли зерна, посеянные его рукой.
Он был Человеком. Обошел всю Украину, странствовал по Европе, имел много друзей, которые
Сковорода стал крупнейшим украинским философом, известным всему миру. Григория Сковороду называют народным философом. В центре его внимания находилась проблема счастья. Она связывалась у него с «родным работой», что, по твердому убеждению философа, является необходимой предпосылкой счастья.
Учение о «родной работу» в Сковороды тесно связано с его пониманием жизни как театрального действа, где люди-актеры исполняют свои роли. И чтобы хорошо сыграть, надо каждому выбрать такую роль, что соответствует его возможностям, склонностям и способностям
Сковорода
Этой идеей пронизаны байки «Пчела и шершень», «Две курицы», «Орел и сорока».
Одной из лучших басен Сковороды есть «Пчела и шершень». В морали автор учит людей жить счастливо. Счастье это достигалось благодаря нравственному самосовершенствованию, душевному покою и независимости от страстей окружающего мира, умению пользоваться тем, что есть, не стремясь к невозможному. Однако состояние душевного покоя не означало бездействия, наоборот.
Любимое дело — обязательное условие счастья. Философ отстаивает мнение, что каждый человек может быть счастливым, если победит для инстинкта свободы и будет идти путем добра
Одним из условий счастья есть дружба естественная симпатия и доброжелательность людей друг к другу.
Поиски ответа на вопрос «В чем счастье?». Отразились в 21-ы песни «Сада божественных песен». Домом и матерью называет счастья лирического героя. Он пытается понять ее суть. Молодой олень олицетворяет размышления, которые приводят к выводу, что счастье — это внутреннее состояние человека.
Оно не живет среди Гергесенських полей, которые символизируют недостойное жизни, а «пасет стадо в кринах» (полевые цветы), то есть оно там в единении человека с природой. Так в стихотворении отразился философский взгляд на душевный покой. Эту же тему освещает поэт в 28-и песни. Автор призывает читателя углубиться в себя, заглянуть в свою душу.
Там он отыщет своего товарища, другую волю, преодолеет первую — что символизирует человеческие страсти, которые убивают нынешнюю душу и лишают человека счастья. М. Сковорода создает образ «духовного меча», который должен очистить душу и, перерастая в мудрость, стать на ее страже:
Ты единственный всем жизнь и радость, Ты единственный всем рай и наслаждение! Убей злую волю в нас, так твой владеет глас!
Григорий Саввич ценил откровенность, скромность, волю. Часто он повторял, что счастье — в познании самого себя, своих склонностей, способностей. В «Разговоре пяти путников в истинном счастье в жизни» сковорода проводит мысль, что в гармоничном объединении того, что удовлетворяет внутренние духовные потребности человека, оно — внутри нас самих»!