Философия добра и зла в романе «Мастер и Маргарита»
Вечное противостояние добра и зла освещается практически в каждой книге русской литературы. Роман «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Добро в этом произведении освещает путь истины, а зло — наоборот, оно способно увести человека в невидимые дали.
Булгаков был уверен, что именно религия, вера Бога помогает заблудшему человеку найти свой истинный путь. Его персонажи помогают осознать позицию Булгакова.
В рамках «романа в романе», который написал Мастер, его герой Иешуа предстает перед безжалостным судьей. В данном эпизоде
Прокуратор прекрасно осознавал, что обвиняемый, который стоял перед ним, не совершал преступных деяний, но тем не менее приказал казнить его. Он раб государственной системы, и таких же рабов Булгаков отобразил в Москве (например, Босой).
Иешуа — это воплощение добра и сочувствия, он был проницательным, щедрым, бескорыстным. Даже страх перед смертью не заставил его отречься от своих воззрений. Он верил, что в человеке все равно преобладает его доброе начало.
Его противопоставление — Воланд — считал наоборот, что
Но почему же сатана вызывает только улыбку и положительные эмоции? Ответом на вопрос служит эпиграф к роману, где как раз говорится, что зло совершает вечно благо. В этом романе Воланд — это вершитель судеб, он выступает за равновесие между злом и добром, пытаясь восстановить его.
Однако его поступки все равно нельзя назвать добрыми, ведь только при помощи зла он показывает людям на собственные пороки.
Добром в романе также выступает чувство между Мастером и Маргаритой. Их любовь показывает, на что готов пойти человек, как меняется он и мир вокруг с помощью такой силы. В Москве находилась нечистая сила, появился шабаш, творилась темная магия.
И вроде все пошло не так, ведь это любви помогла нечистая сила. Однако любовь сама по себе есть божественный дар, что доказывает, что любовь — это проявление добра и самоотдачи.
Роман полон не только загадок, но и ценностей. Булгаков красочно описал нечистую силу, ставя ее на передний план, однако здесь все же преобладает чистая и светлая любовь, всепоглощающая и всепрощающая. Добро выставляется в романе как сила созидания, которую ничто не может извратить или уничтожить.
Также автор показал равновесие: добро не может существовать без зла. На фоне злодеяний, которые происходили в Москве, добро становится нужнее обществу. Об этом даже говорит сам Воланд.
Еще одной главной мыслью автора становится сцена с балом сатаны. То есть человек должен пройти через все ужасы, круги ада, чтобы осознать одну простую истину: любовь — это единственная дорога, которая сделает его не только счастливым, но и также повелителем собственной жизни. Он же не станет рабом, коим был прокуратор, он будет по-своему свободен.