Евангельские мотивы в прозе Достоевского «по роману «Преступление и наказание»)
В «Преступлении и наказании», как и в других произведениях Ф. М. Достоевского, евангельские мотивы являются не просто условной формой художественного мышления, но органично связаны с мировоззрением писателя. Они проявляются и в сюжетной структуре произведения, и в системе образов (прежде всего образов персонажей), и в идейном строе.
Главный герой романа берет на себя роль мессии и соотносится с образом Спасителя. «Экспериментальное» преступление ради проверки теории — отчаянная попытка помочь всем «униженным и оскорбленным»
Впрочем, Соня Мармеладова — человек, которого Раскольников действительно спасает (как и она спасает его): любовь, которую испытывает герой к Соне, как бы «отпускает» ей грех, «возвращает» ее в круг людей.
Образ «блудницы» Сони Мармеладовой напоминает о евангельской Марии Магдалине. Кроме того, Соня и сестра Раскольникова Дуня соотносятся с сестрами Лазаря, благодаря которым Христос воскрешает Лазаря. Фраза, звучащая в эпилоге: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» (ср. известный афоризм из Первого послания Иоанна: «Бог есть любовь») — выражает одну из главных христианских идей, лежащих в основе идеологии романа.
В Евангелии с образом Понтия Пилата связана коллизия мирского и Божьего суда (примечательно имя следователя — Порфирий Петрович). «Земной» суд — неправедный, поскольку принадлежит к системе несправедливых общественных отношений. Наказание Раскольникову выносит Божий суд — то есть собственная совесть героя (идея Бога в душе). Мотив раскаяния в романе развивает евангельский мотив покаяния как основы спасения и возрождения.
Образный строй романа включает систему христианских «знаков», создающих определенную атмосферу и позволяющих соотносить петербургский сюжет с мотивами евангелия (например, фамилия квартирного хозяина Сони — Капернаумов). Центральное место в этом отношении занимает прямая цитата из евангелия — притча о воскресении Лазаря, которую Соня читает Раскольникову. Данный сюжет звучит как метафора духовной смерти героя — за которой, однако, обещано воскресение (этот мотив развивается в эпилоге).
Однако, несмотря на победу «Божьей правды» в душе героя, финал романа выглядит неоднозначно: торжество христианских идей в одной или нескольких душах еще не означает их торжества в мире, символом которого является Петербург.