Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает



А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. “Герой нашего времени” – первый российский реалистичный психологический роман в прозе. В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, даже мельчайшей души, едва ли не интереснее и не полезнее истории целого народа…”. Вот раскрыть эту “историю души человеческой” и поставил задачу Лермонтов в своем романе. Его особое внимание обращено на раскрытие сложного противоречивого

характера главного героя романа. Такое идейное задача автора обусловило и своеобразную построение романа.

Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свой заголовок. Но главный герой объединяет все эти повести в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести – это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается в виде дневника (“Княжна Мэри”), а также в форме записок, которые герой составил уже позже. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина

вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. Белинский сказал о Печорина: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени.

Непохожесть их между собой гораздо меньше расстояния между Онега и Печорой. Герцен тоже назвал Печорина “младшим братом Онегина”. В чем же сходство между Печорина и Онегиным? Оба они – представители высшего светского общества. Немало общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем те же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждения к ним, та же скука, овладевшей ими.

Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше, чем окружающая дворянское среду. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относятся к жизни и людям. Но на этом сходство и кончается, Печорин – другая, чем Онегин, человек по своим духовным складом, он и живет в других социально-политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы, к восстанию декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин – человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что “Онегин скучает, Печорин глубоко страдает”. Положение Печорина тем трагичнее, что он и по натуре своей обдарованиший и глубже Онегина.

Природная одаренность Печорина резко бросается в глаза читателяинок. Свое внимание к ним, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, что, по его определению, “есть не что иное, как жажда власти, а первое мое желание, – говорит он, – подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть первый признак и самый торжество власти? “Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокое любви.

Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, “как сумасшедший, выбежал на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, еще минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, – пишет он, – Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Оставшись без коня в степи, “он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.

Эта противоречивость и не дает возможности Печорина жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как “морального калеку”, у которого “высохла, испарилась, умерла” лучшая половина души. Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошлую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для которой цели родился?

Отвечая, в своем дневнике он пишет: “А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но Печорин не нашел этого своего “высокого назначения”, не нашел деятельности, достойной его “необъятных сил”. Он тратит немалые силы свои на действия, его недостойны: разрушает жизни “честных контрабандистов”, похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницького.

Всем, с кем он сталкивается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницький, несчастные Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимович: сухая встреча его с Печорина заставила бедного старика страдать и сомневаться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Вот оно, самое страшное противоречие: “необъятные силы души” – и мелкие, недостойны Печорина поступки, он рвется “любить весь мир” – и приносит людям одно лишь зло и несчастье, наличие благородных, высоких стремлений – и мелкие чувства, владеющие душой; стремление полноты жизни – и полная безнадежность, сознание своей обреченности.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает