Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает

А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. «Герой нашего времени» — первый российский реалистичный психологический роман в прозе. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, даже мельчайшей души, едва ли не интереснее и не полезнее истории целого народа…». Вот раскрыть эту «историю души человеческой» и поставил задачу Лермонтов в своем романе. Его особое внимание обращено на раскрытие сложного противоречивого

характера главного героя романа. Такое идейное задача автора обусловило и своеобразную построение романа.

Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свой заголовок. Но главный герой объединяет все эти повести в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается в виде дневника («Княжна Мэри»), а также в форме записок, которые герой составил уже позже. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина

вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. Белинский сказал о Печорина: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени.

Непохожесть их между собой гораздо меньше расстояния между Онега и Печорой. Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». В чем же сходство между Печорина и Онегиным? Оба они — представители высшего светского общества. Немало общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем те же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждения к ним, та же скука, овладевшей ими.

Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше, чем окружающая дворянское среду. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относятся к жизни и людям. Но на этом сходство и кончается, Печорин — другая, чем Онегин, человек по своим духовным складом, он и живет в других социально-политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы, к восстанию декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он и по натуре своей обдарованиший и глубже Онегина.

Природная одаренность Печорина резко бросается в глаза читателяинок. Свое внимание к ним, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, что, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое желание, — говорит он, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть первый признак и самый торжество власти? «Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокое любви.

Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, «как сумасшедший, выбежал на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, еще минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.

Эта противоречивость и не дает возможности Печорина жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как «морального калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошлую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для которой цели родился?

Отвечая, в своем дневнике он пишет: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но Печорин не нашел этого своего «высокого назначения», не нашел деятельности, достойной его «необъятных сил». Он тратит немалые силы свои на действия, его недостойны: разрушает жизни «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницького.

Всем, с кем он сталкивается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницький, несчастные Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимович: сухая встреча его с Печорина заставила бедного старика страдать и сомневаться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойны Печорина поступки, он рвется «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и несчастье, наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; стремление полноты жизни — и полная безнадежность, сознание своей обреченности.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает