Эпоха возрождения или ренессанса
Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) — восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «темный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв. культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нем краткую и более подробную статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего
Еще до Флорентийской унии (1438) и падения Константинополя (1453) жил первый гуманист — Петрарка (1304 — 1374), с которого обычно
Первым центром итальянского Возрождения была Флоренция: она дала миру Петрарку, Боккаччо. Макиавелли. Брунеллески. Донателло. Леонардо де Винчи. Микеланджело. и сделалась рассадником Возрождения, благодаря князьям-меценатам Медичи. При дворе представителя этой династии Лоренцо Великолепного встречались математики, географы, медики, философы, ученые историки, литераторы, архитекторы, скульпторы, живописцы, граверы и проч.
Своею роскошью и любовью к произведениям искусства прославился также ряд римских пап. При дворе папы Николая V жил замечательный архитектор и писатель-энциклопедист Альберти. Папа Пий II страстно любил древности, Павел II оставил богатую коллекцию драгоценных вещей, бронзовых изделий и камней, реставрировал арки Тита и Септимия Севера. При Сиксте IV были пополнены ватиканские архивы и библиотека, процветали наука и искусство. После Рима видными центрами Возрождения были Неаполь (с его королем Альфонсом Великодушным), Милан и Венеция. Последняя приняла участие в движении лишь в XVI в. и прославилась богатейшей коллекцией монет, медалей, всяких древностей и манускриптов.
Будучи воскрешением античной цивилизованности, Возрождение оказало непосредственное, громадное влияние на искусство, произведя глубокий переворот в развитии живописи, скульптуры, и в особенности, архитектуры. Первым фазисом эволюции в живописи было возвращение к природе, стремление художников подражать натуре, изучение законов анатомии, знакомство с перспективой. Появились портреты, которых вовсе не рисовали в Средние века, карикатуры. Итальянское искусство стало усваивать идеи, сюжеты древности; и тогда изучение природы было заменено подражанием древности. Прежде всех других искусств преобразовалась архитектура. Поэтому, в более тесном смысле, Ренессанс есть новая эпоха в истории западноевропейского искусства, особенно же архитектуры. Брунеллески, Гиберти и Донателло считаются первыми пионерами этого направления, хотя уже раньше их, в XIII и XIV в. Возрождение имело своих провозвестников в лице Джованни Пизано. Джотто и др. (protorenaissance). Первый период этой эпохи в истории итальянского искусства называется Ранним Ренессансом (до 1500). Время от 1500 — 1560 называют Высоким Ренессансом и наконец следующий затем период, приблизительно до 1600, Поздним Ренессансом, который затем мало-помалу переходит в стиль барокко.
Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо. настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.

