Эпоха постмодернизма

Постмодерн — это эпоха, которая сменяет эпоху модерна и разворачивается «после времени современности». Постмодернизм же является философской рефлексией на ситуацию постмодерна.
Термин «модерн» (современный) употребляется начиная с V в. означая новую христианскую эпоху, сменившую старую, римскую, языческую. Однако в науке принято считать эпохой модерна ту культурную ситуацию, которая была связана с эпохой Просвещения. Главным пафосом Просвещения стало восприятие собственной культуры как новой, основанной на разуме и отказавшейся

от оснований прежней средневековой культуры, культивирующий религиозное чувство. Иными словами, культура Нового времени и есть культура модерна. Однако в XIX в. эта культура начинает испытывать кризис, который проявляется в крушении ее основных идеалов, и прежде всего — идеалов разума, что и вызывает потребность отказаться от ее основных постулатов. Невозможность и нежелание воспроизводить данную культурную матрицу отразил знаменитый аформизм Ф. Ницше о смерти Бога, который означал крушение идеалов прежней эпохи. Этот отказ от прежней культуры воплотился в постклассической философии, первыми представителями
которой стали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Желание оттолкнуться, отказаться от доминирующих идеалов воплощается и в искусстве модернизма, в противовес классическому искусству, отказавшемуся от отображения реальности и социально-политической ангажированности, а также абсолютизирующего новые художественно-выразительные средства.
Однако необходимо осознавать, что, в отличие от модерна, постмодерн не демонстрирует декларативного отказа от принципов предыдущей эпохи, а принимает как равное и принадлежащее прошлому и формирующееся рядом с ним. Именно поэтому можно говорить о принципиальной внеисторичности постмодерна, отказавшегося от логики эпохи Нового времени, тяготеющей к новому и новейшему. Основным принципом постмодерна стал лозунг «Приемлемо все!».
Переход к «постмодернистской» культуре особенно интенсивно проявляется со второй половины 70-х гг. XX в. когда начинают прослеживаться внутренние смысловые «черты смены парадигмы» культуры. Они проявляются в следующих тенденциях:
1. В исчерпанности проекта Просвещения, одухотворенного верой в прогресс и человеческий разум, иллюзорности упования на науку и технику как оптимальное средство цивилизационного развития.
2. В новой социально-экономическая ситуации, связанной с процессами глобализации и обострении глобальных проблем.
3. В сосуществовании в едином пространстве семантически несоединимых и аксиологически взаимоисключающих культурных традиций, т. е. невозможности единого взгляда на мир.
4. В представлении о том, что современный мир — это тотальная множественность — классовая, расовая, этническая, культурная, которая воплощается в принципе «мультикультурализма». Эта эклектичность, совмещение в конкретных культурных контекстах различных национальных традиций приводит к ситуации, когда, как писал Ж.-Ф. Лиотар, по радио слушают регги, в кино смотрят вестерн, на ленч идут в «Макдоналдс», на обед — в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и одеваются в стиле ретро в Гонконге. Интерес к множеству ранее не изучавшихся, маргинальных объектов и феноменов — таких, как этнические меньшинства, различные субкультуры, разнообразные типы сексуального поведения и идентичности, поп-музыка и телевизионные новости, семиотика современных торговых центров (моллов), комиксы о супермене, фильмы ужасов, реклама, урбанистическая утопия Диснейленда, «феномен Барби» — характерен для междисциплинарной сферы исследований культуры, связанной с созданием Бирмингемского центра культурных исследований. Кроме того, разнообразные «меньшинства» или те, кто к таковым себя причисляет, получили академическую трибуну для выражения своих взглядов (поэтому иногда «культурные исследования» называют «дискурсом меньшинств»). Зачастую именно с этим направлением связывают рост популярности принципа «политической корректности».
5. В деградации культуры, где начинают доминировать халтура, китч, культура телесериалов и дайджестов, рекламы и мотелей, шоу и голливудских фильмов, паралитературы с ее одноразовыми рыцарскими романами и любовными историями, популярные жизнеописания, кровавые истории, научная фантастика, а эстетическое производство встраивается в товарное производство.
6. В индустриализации, модернизации, урбанизации, усиливающейся дезинтеграции локальных общин, коллапсе западных колониальных империй и развитии новых форм империализма и неоколониализма, развитии массовых коммуникаций и повсеместном распространении массовой культуры, возникновении новых форм экономически и идеологически мотивированной миграции и возрождении национализма, расового и религиозного притеснения.
7. В изменении субъекта культуры, который обретает принципиально новые черты, связанные с теми социокультурными обстоятельствами, в которых он пребывает. Эти условия характеризуются:
— увеличением количества информации, изоляция от которой практически невозможна; обилие информации неизбежно приводит к поверхностности — сначала восприятия, затем, возможно, и мышления;
— cоответственно изменению количественных параметров информации — изменяются и способы ее существования, где полиграфический вариант фиксации текста замещается цифровым, а логоцентричная книжная культура — экранной; это самым непосредственным образом отражается на особенностях мышления, где сознание предстает как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не на интеллектуальное постижение идеи.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Эпоха постмодернизма