Эпиграф к сочинению образ Базарова

В конце пятидесятых годов XIX в. самым животрепещущим вопросом для России была отмена крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов; революционные демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы; либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали ее чуть ли не единственным средством крестьянского вопроса. Так на реформу смотрел и сам Тургенев и ему, как великому художнику, удалось запечатлеть

в своем романе «Отцы и дети» несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами того времени.

В своем романе Тургенев противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян — братьев Кирсановых и в какой-то степени Аркадия, с другой стороны, — нигилиста, разночинца Базарова.

Базаров был выходцем из семьи штабного лекаря и с детства видел, как его отец помогает людям в большинстве своем бедным, нуждающимся и впоследствии сам стал медиком. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил; говорил, что думал; одевался просто, даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа

с большими полями, но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала; говорил он простыми и всем понятными словами, избегал в разговоре иностранных слов.

Внешность Базарова была непривлекательна: «Ну, красавчик не красавчик,- заметил Василий Иванович, — а мужчина, как говорится, настоящий». Базаров довольно сдержанный человек, он не позволяет себе чрезмерной радости и сам не признает чувства, хотя отношение свое к родителям он называет любовью, но уж очень странная это любовь, — суровая и жестокая: после долгого отсутствия дома он, наконец-то, изволил пожаловать, но через три дня снова уезжает, потому что ему мешают работать родительские заботы, их внимание. Он поступает эгоистично, не думая об отце и о матери, которая боялась вообще не увидеть единственного сына.

Базаров — нигилист — «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа в веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». Базаров — враг отвлеченной науки. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. Недаром в спорах с братьями Кирсановыми он говорит, что порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм — вздором и удивляется легкомыслием Николая Петровича, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на виолончели. Так же Базаров отрицал изобразительное искусство. «По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники еще хуже».

Если Кирсановы смотрели на природу, как на храм красоты, то Базаров говорит, что «. природа — пустяки в том значении в каком ты (Аркадий) ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». О русских людях Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него не существует, а есть немецкие ученые.

Базаров умен, он не останавливается на одной химии и медицине, его интересуют все естественные науки. Базаров очень трудолюбив: каждое утро встает рано, даже в гостях он не церемонится и в первое утро отправляется бродить по окрестностям в поисках экспонатов для опытов. Базарова тут же полюбили деревенские ребятишки и с удовольствием помогали ему. Базаров и с ними очень прост в общении, и в одном из споров с Павлом Петровичем он с гордостью говорит и доказывает свою близость с народом: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете».

У Базарова странное отношение к женщинам, в них он видит только биологических особей, но к концу это мнение меняется: он влюбляется в Одинцову и страдает, но, по-моему, не столько от любви, сколько от внутренних противоречий. Базаров считает, что воспитывать человека должен только он сам, отрицает романтизм. К его лучшим качествам можно отнести прежде всего оригинальный ум, широту кругозора, практичность, самокритичность, трудолюбие, простоту в общении, доброту и целеустремленность, твердость в своих убеждениях.

На мой взгляд, Базаров — очень своеобразная личность и, хотя я и не во всем с ним согласен, многое из его мировоззрения прослеживается и у моих ровестников, молодых людях XXI-го века. Возможно, именно поэтому роман И. С. Тургенева не утратил актуальности по настоящее время.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 оценок, среднее: 3,33 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Эпиграф к сочинению образ Базарова