Его врагом была пошлость

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней. Никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины» — так охарактеризовал творчество А. П. Чехова Максим Горький.

Большинство своих повестей и рассказов А. П. Чехов по­свящает изображению «футлярной жизни» и людей, которые примирились со своим мещанством, пошлостью и привыкли жить в постоянном страхе перед многообразием жизни. В конце 90-х годов А. П. Чехов создает так называемую «ма­ленькую

трилогию», объединившую три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе А. П. Чехов в гротеск­ной форме показывает нам «человека в футляре», учителя гре­ческого языка Беликова. Это трусливое, дрожащее существо угнетает окружающих своим страхом перед малейшим прояв­лением жизни, запугивает и учителей гимназии, и весь город фразой «как бы чего не вышло». Он постоянно вздыхает, ноет, а сам ходит по домам, как будто что-то высматривая. Только смерть примиряет его с окружающей
действительностью. Как пишет А. П. Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастли­вый — наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором расска — зе А. П. Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единст-венная мечта в жизни — стать владельцем имения и есть «не купленный, а свой собственный крыжовник». Ценой многих лишений Чимша-Гималайский осуществляет свою мечту и под старость приобретает имение. Писатель показывает, как сытое и спокойное существование уродует душу человека. Герой рассказа, который когда-то вообще боялся иметь собст­венное мнение, теперь «приобрел самомнение самое наглое, произносит одни только истины и таким тоном, точно ми­нистр», разъелся, «того и гляди хрюкнет в одеяло». В третьем рассказе помещик Алехин повествует о себе самом — о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. И все это — ради спасения имения, которое постепенно убивает в Алехине все живое.

Маленькая трилогия предстает перед нами как произведе­ние единое, внутренне законченное. А. П. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, пополнить новыми произ­ведениями, но намерения своего не осуществил. Впрочем, есть основания думать, что вначале к циклу относился и рас­сказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Он принадлежит к разночинной интел­лигенции, у него есть идеалы, и стремится он к высокому служению людям. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Иван Петро­вич Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям.

Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная де­вушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очаро­ван. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и. пос­ледней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пиа­нисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих уха­живаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!»

Физическое одряхление и ожирение подступают к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает оды­шкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожи­рение». Прежде он выгодно отличался и горячими порывами души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом».

Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой мах­нуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор:

— Это вы про что? А? Кого?

Когда Котик убедилась, что у нее посредственные музы­кальные способности, то жила лишь надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком об­ленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он постоянно думает: «Хорошо, что я тогда не же­нился».

Главным развлечением доктора, в «которое он втянулся незаметно, мало-помалу», было по вечерам вынимать из кар­манов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он ли­шает себя.

Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских пер­сонажей из «Мертвых душ». Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бес­смысленна, как их жизнь. Таким образом, в рассказе «Ионыч» А. П. Чехов показывает тяжелую социальную бо­лезнь, имя которой — духовная деградация.

Человеку нужно «не три аршина земли, а весь земной шар» — вот девиз А. П. Чехова. А потому его замечательные рассказы становятся горячим призывом не растерять светлые идеалы, не поддаваться губительному влиянию пошлости, сохранить в себе человека.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Его врагом была пошлость