Двойники и антиподы Раскольникова

Достоевский — создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония — многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные — «антиподы». Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом

отрицательные элементы его теории отражают так называемые «двойники» (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) они расположены в левой части слайда, а положительные — антиподы (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня ).

Лужин воспитывает в себе теорию «разумного эгоизма», которая лежит в основе «арифметических построений» Раскольникова. Будучи приверженцем «экономической правды», этот делец весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает беспомощность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии». В расчетах

Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворяется «единичной» и ничего не решающей в целом помощью. Оба они «разумно» находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха, как полагает Раскольников. все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно — рано или поздно — украдет. Правда идея Лужина не приводит его к топору, Раскольников же легко достраивает концепцию своего двойника: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Лужин очищает «арифметику» Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической направленности.

Антипод Раскольникова в отношении людей — альтруист Разумихин. Надо оговориться: он скорее антипод не Раскольникова, а Лужина, стоит на противоположном полюсе. Следующий «двойник» — прогрессист Лебезятников. Он варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников дискредитирует идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!»

Порфирий Петрович выступает против бунта. Восстающая против несправедливого устройства мира бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Лебезятников — это карикатура на главного героя. Культ протеста принимает у Лебезятникова форму воинствующей глупости и компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский дух. С Порфирием Петровичем Раскольникова роднит то, что главный герой отказывает «наполеонам» в праве роптать против существующего мироустройства, против бунта выступает и Порфирий Петрович.

Свидригайлов идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. Но Свидригайлов терпит крушение. «Арифметика» опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету добрых дел больше, чем у других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, не может оправдать преступления минувшего, а во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и порождает удушливые кошмары. Свидригайлов — это тот избранный, который «переступил» и без нравственных мучений, но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова — это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман героя. Соня Мармеладова предлагает герою путь покаяния, возвращение к родной земле, которую он осквернил. Она протягивает ему кипарисовый крестик — символ возвращения к вере. Вычленяя компоненты идеи Раскольникова, отраженные в сознании двойников и их «перевертышей», можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой паре центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала.

Первая «тройка» — Лужин, Раскольников, Разумихин. Они решают вопросы, связанные с деятельностью человека. Здесь полюса — эгоизм — альтруизм. Рациональный эгоизм Лужина перерождается в сознании Раскольникова в разумный, а альтруизм Разумихина становится единичным.

Вторая «тройка» — Лебезятников, Раскольников, Порфирий. Они рассматривают социальные проблемы. Если Лебезятников отрицает нравственные и государственные нормы, то Порфирий утверждает защиту государства и морали. А Раскольников, как всегда, «раскалывается»: он утверждает право на протест человека необыкновенного и повиновение «твари дрожащей»

Свидригайлов — Раскольников — Соня рассматривают общечеловеческие проблемы. Если Свидригайлов исповедует бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности, то Соня — глубокую веру, христианское смирение, человеколюбие. Раскольников, как всегда, находится где-то посередине: с одной стороны он проповедует индивидуализм и бунт, а с другой, — ищет веры, не зря просит прочесть Соню строки из Евангелия.

Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова. Через сознание главного героя герои могут смотреть друг в друга: Соня и Свидригайлов, каждый отдельно, излагает свою точку зрения Раскольникову, благодаря чему читатель видит их полярность. Сознание центрального героя становится своего рода проводником мыслей от одного нравственного полюса к другому. Каждой паре двойников и антиподов в романе соответствует круг проблем. Например, в ряду Лужин-Размуихин ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека для человека. «Я для себя» — утверждает Лужин. «Я для других» — убеждает Разумихин. Этот спор является отражением раскола главного героя на личностном уровне — между эгоизмом и альтруизмом. Следующий ряд Лебезятников-Порфирий Петрович. Здесь писатель пристально рассматривает социальные проблемы: отрицанию определенных социальных и нравственных устоев противопоставляется их защита. В мире Раскольникова это противостояние проявляется в метаниях героя между бунтом против существующего порядка и смирением перед ним.

Проблему третьего ряда Свидригайлов — Соня — философские, общечеловеческие. «Необыкновенные» люди не являются достоянием определенной эпохи, они рождаются на протяжении всего развития человечества. Кодекс вседозволенности актуален во все века. Спор веры и безверия, начатый с незапамятных времен, продолжается и поныне. Такое вертикальное построение делает неизмеримой линию духовного раскола главного героя: Раскольников вступает в спор с самим собой, государством и человечеством — вот откуда мощный размах его конфликта с миром.

В мире Раскольникова все доводится до крайнего своего выражения: безобидный протест Лебезятникова перерождается в страшный анархический бунт, единичное добро Разумихина достигает всечеловеческих масштабов, мелкая «арифметика» Лужина вырастает в теорию, толкающую к топору. В Раскольникове всего «слишком»: от последней степени нищеты до чудовищной силы самодовлеющей идеи.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Двойники и антиподы Раскольникова