Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского

Герои Л. Н. Толстого очень трудно поддаются однознач­ному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и са­мых трагических фигур романа «Война и мир». С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.

И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается

одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с люби­мыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: «Ты всем хорош, Andre, но в тебе есть какая-то гордость мысли». Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, «он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим. » Но его жизнь похожа не на по­иски нового, а на бегство от старого. Острый ум подтал­кивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий чело­века. Начинания Андрея
заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.

Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не

Мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льсти­вого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко про­являются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Но постепенно он прихо­дит к выводу, что все его старания — не более чем суета.

Жизненный путь князя Андрея — это история разочаро­ваний, но одновременно и история постижения смысла жиз­ни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стрем­ления к светской славе, военной карьере, к общественно-по­лезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возмож­ность преобразований даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством. * Главное в натуре Андрея Болконского — честность и ис­кренность, поэтому он боится громких слов и обещаний. Луч­ше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов.

Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания.

Всякие же разговоры о любви к «ближним» князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А, уважая себя и поступая по чести, человек неиз­бежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непо­мерным бременем, а принятие за них решений — безответ­ственностью и самовлюбленностью.

Периоды разочарований сменяются у князя Андрея перио­дами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлице, служба в воен­ной комиссии, любовь к Наташе. Но на смену этим счастли­вым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.

Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Бол­конского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждает­ся в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.

Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Боро­динского сражения. Честный и откровенный перед собой, Ан­дрей хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: «Ежели война теперь, так война. Война не любез­ность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Он постигает ценность жизни отдельного человека, от маршала до солдата.

Ранение и последовавшие после него предсмертные раз­мышления переворачивают сознание Андрея. Для него про­ясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал нару­жу, понимание простоты жизни и любви как главной ценнос­ти, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и На­ташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостат­ками.

Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоиз­ма и гордости до самоотречения. Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессозна­тельной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л. Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского