21 Янв 2019
Духовная высота простого человека в романе Толстого «Война и мир»
В романе Война и мир Л. Н. Толстой противопоставляет искусственности и условности большого света простоту и духовную высоту простого человека.
Образ Платона Каратаева один из ключевых образов романа, отразивший размышления писателя об основах духовной жизни русского народа. Каратаев крестьянин, оторванный от привычного жизненного уклада и помещенный в новые условия (армия и французский плен), в которых особенно ярко проявилась его духовность. Каратаев живет в соответствии с христианской заповедью: возлюби ближнего своего. Он любовно
В романе показаны другие представители низших сословий: Тушин, Тимохин. Их объединяет глубокое внутреннее родство. Капитан Тушин маленький, внешне невзрачный человек.
Писатель обращает внимание, какие у этого артиллерийского офицера были большие добрые и умные глаза. Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их велено было бросать.
Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой, Тушин велел дать воды.
Красивый поступок при Шенграбене совершил и капитан Тимохин. Он появился в ту самую минуту, когда русские солдаты поддались панике. Однако Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. Только благодаря Тимохину русские батальоны вновь собрались. Накануне Бородина Тимохин просто и буднично говорит о предстоящем сражении: Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят. Духовная высота Тимохина и каждого русского солдата проявляется в глубоком патриотическом чувстве. Именно духовная сила народа помогла спасти Россию. Перед великим сражением не только солдаты, но и мужички ополчения готовы на подвиги: Всем народом навалиться хотят. На лицах всех встреченных Пьером людей читалось общее выражение сознания торжественности наступающей минуты, и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимания: ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться. Духовная высота простых людей определила нравственный исход сражения.
Наполеон приказал направить двести орудий на русских ему доложили, что приказ выполнен, но что русские все так же стоят. Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, сказал адъютант. Вот с этого момента и Наполеон, и вся сто армия постепенно начали испытывать чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв, половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения.
К концу войны дух русской армии крепнет, несмотря на крайне тяжелые условия солдатского быта. Одно из самых ярких проявлений силы духа и стихийного гуманизма русских солдат-победителей их отношение к противнику. Если во время отступления армию охватил дух озлобления против врага, то на последнем этапе войны, когда французские войска бегут из России, чувство оскорбления и мести сменилось у солдат презрением и жалостью. Их отношение к французам станови? ся сочувственным: они обогревают и кормят пленных, несмотря на то, что им самим не хватает провизии. Это естественное чувство человечности живет в душах простых солдат. В нем заключено высшее духовное благородство.
Героизм русских солдат и офицеров, маленьких людей большой войны, Толстой показал как нечто обычное, будничное. Геройские поступки совершают ихие, незаметные люди, не осознающие себя героями, они просто делают свое дело, бессознательно участвуя в роевом движении человечества.