«Духовная эволюция Онегина» сочинение
Проблема развития характера впервой нашла исчерпывающее решение в творчестве Пушкина. Его Онегин, как и ряд других героев романа «Евгений Онегин», реально развивается. Пушкин исходил из убеждения в том, что человек не может остаться неизменным, более того если окружающая среда оказалась застывшей. Свет в романе бездвижен: в нем происходит постоянный круговорот одних и тех же ситуаций. Сцена за сценой вечно повторяются. Это состояние и есть признак общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.
Онегин сначала приспосабливается,
Переходя от роли к роли, он сам не задумывается над тем, что означает тот самый процесс — падение личности или ее восходящее развитие. Он лишь смутно сознает, что постепенно выходит из-под власти света, что ему в какой-то мере становится вольнее существовать, хотя и скучнее.
С самого начала романа становятся очевидными незаурядность натуры Онегина, ее природные дарования и накопленный им опыт общения
Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, более того такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. «Рано чувства в нем остыли», — отметил Пушкин.
Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом — как столичным, так и провинциальным. И поднялся прежде всего в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.
Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.
Большинство из них — в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера — его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.
По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человек — «безнравственная душа». К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сообщить, что он — человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал «души прямое благородство» героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль — узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему «своим» в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сообщить, что он — безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.
Главный герой романа — личность сложная и сильно противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же из себя представляет Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин — «создание ада или небес?») Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?
Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. 8 своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он реально преображается.
Внутренний мир Онегина характеризует его письмо к Татьяне. Полюбить девушку мог только изменившийся Онегин, и его письмо — наиболее яркое свидетельство совершившихся в нем перемен.
Смерть Ленского сделала для него мучительной жизнь в деревне:
. Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин видит в любви:
Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье око Ловить влюбленными глазами, Внимать вам длительно, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть. вот блаженство!
Онегин-эгоист не был способен на такую искренность, доверительность и задушевность тона. Осуждая себя, Онегин не пытается оправдаться:
. Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Перед сознанием отчаявшегося, но в то же пора прозревшего Онегина вся его короткая жизнь проходит как цепь ошибок.
Признание Татьяны при последней встрече — «Я вас люблю (к чему лукавить?)» — вносит смятение в его душу. Онегин оставлен автором «в минуту, злую для него». Такая концовка романа не случайна. В ней выражается уверенность автора в том, что дальнейшая эволюция Онегиных и характер этой эволюции будут зависеть от конкретных социально-исторических условий.