Душевное состояние Лермонтова

Русский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъем национального сознания. Теперь вместо гражданина на первый план становится романтическая личность. Лирическое «я» предстает центром мироздания, появляется культ человека-творца. Михаил Юрьевич Лермонтов, творивший в эпоху романтизма, в своих произведениях сумел не только воплотить основные

эстетические идеи, но и дополнить их неповторимым авторским виденьем. Основные темы лирики Лермонтова полностью соответствуют эстетической парадигме романтизма.

Одна из самых важных тем — тема одиночества. Одиночество понималось Лермонтовым как естественное состояние. В концепции мира лирический герой романтизма противопоставлен реальному миру и толпе, этот конфликт оказывается неразрешимым. Одиночество лирического героя можно трактовать по-разному. Во-первых, это некая плата за движение к внутреннему комфорту. Лирический герой Лермонтова постоянно находится в поисках покоя для своей души, и именно

поэтому не желает контактировать с обществом. Тогда одиночество — всего лишь этап, который нужно достойно пройти. Здесь стоит оговориться, что в поэтической концепции Лермонтова герой так и остается одиноким, не сумев обрести покой.

«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус», 1832.

Во-вторых, одиночество может рассматриваться как способ побега от шумного внешнего мира в мир иллюзий («Отрывок», 1830; «Один среди людского шума», 1830). В-третьих, ощущение одиночества усиливается за счет неутешительного вывода: оно присуще характеру героя, и, соответственно, лирический герой не сможет преодолеть его ни на земле, ни где-либо еще. Острое ощущение отчужденности в лирике Лермонтова вырастает до космических масштабов (например, в стихотворении «И скучно и грустно»).

Появляется тема воли и неволи. Свобода для поэта оказывается одной из главных ценностей. Право быть свободным нужно отстаивать и бороться за него, что и делает главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри». Также эти мотивы прослеживаются и в стихотворениях «Воля» и «Узник».

Темы и мотивы лирики Лермонтова тесно взаимосвязаны между собой. Так, тема одиночества и мотив отчужденности связаны с темой природы. Желая уйти от действительности, лирический герой пытается найти утешение в природе. Он любуется и восхищается красотой пейзажей, которые оттеняют его душевное состояние. Стоит заметить, что пейзажи, которые контрастны по отношению к чувствам героя, в творчестве М. Ю. Лермонтова практически не встречаются.

«Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога».

Стремясь понять специфику своей эпохи, автор рисует образ толпы, высшего света того времени. Из таких стихотворений, как «Гусар», «Он был рожден для счастья, для надежд», «Нередко люди и бранили», «Дума» можно понять отношение поэта к своим современникам. Лермонтов резко критикует общество из-за мелочности, праздности, ветрености молодых людей, отсутствия внутренней глубины. Их избалованности, лености, безынициативности. Толпа не задумывается и принимает все то, что может предложить жизнь. Люди совершенно безразличны к жизни, являясь безучастными потребителями, они способствуют омертвлению своей души. Лирический герой намеренно отдаляется от них, не желая соприкасаться с таким обществом.

С темой толпы связан цикл о поэте и поэзии: «Пророк», «Поэт» (оба варианта), «На смерть поэту». В этих произведениях так же, как и в других, звучат мотивы свободы, обреченности, непонимания. Публика не может понять писателя, из-за чего последний разочаровывается и в жизни, и в своем даре. Открывать себя миру и делиться с публикой своими переживаниями больше не является путем к счастью поэта: публике нужно лишь то, что сумеет развеселить и скрасить вечер.

С темой природы связана тема Родины. Лермонтов противопоставляет понятие «родина» и «государство», автор открыто говорит о том, что он не приемлет политическое устройство и насквозь прогнившие схемы существования правящей верхушки:

«Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь».
«Предсказание», 1830.

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…»
«Прощай, немытая Россия», 1841.

При этом из стихотворений «Родина», «Выхожу один я на дорогу» и «Русская мелодия» видно, что автор любит свой родной край за его самобытность, неповторимость природы, вдохновляющие пейзажи, и даже за мелодично поскрипывающую крестьянскую телегу.

Тема любви в лирике Лермонтова приобретает пессимистическое звучание. В любовной лирике Лермонтова сама любовь никогда не бывает взаимной, более того, любящий и любимый понимают ее по-разному. Для лирического героя чувство любви бывает только настоящим, оно, как и чувство одиночества, обостряется и раскрывается во всей своей полноте. Но для дамы сердца любовь — всего лишь небольшая интрижка, несерьезное увлечение, позволяющее не скучно провести время. Наиболее ярко это иллюстрируют следующие строки:

«С тех пор-то женщина любви не знает.
И точно как рабов считает нас она…»
«Заблужденье купидона», 1828.

Безусловно, творческое наследие М. Ю. Лермонтова велико, и, конечно, не ограничивается обозначенными выше рамками. В лирике поэта витиевато соединяются романтические тенденции и реалистические подробности, любовные драмы, мысли о Родине и о месте человека в этом мире. Если конкретизировать все творчество автора, основными направлениями лирики Лермонтова можно назвать философские размышления (о самой природе человека и взаимоотношений с окружающей действительностью) и целостное отображение гражданского и личностного начал.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Душевное состояние Лермонтова