Драма Владимира Винниченко «Пророк» Сочинение отклик
Можно Жить, а можно существовать, Можно думать — можно повторят. И не могут согревать душу Те, что не горят, не горят! Люди все по-своему упрямы: Родившись, умирает каждая. А живут столетия после смерти Те, что делают то, чего «нельзя». В. Симоненко Писателя, творчество которого послужило причиной развития нового направления в украинской литературе, слава которого гремела на родной земле почти три десятилетия, было грубо, безжалостно выброшенное из сокровищницы национальной культуры, его произведения изъяты из библиотек,
И, наконец, пришло время, когда можно говорить о В. Винниченко, и читать его произведения, и глубоко изучать его жизнь и творчество. Вынужденная эмиграция сожалением, тоской отозвалась в сердце писателя, но была чрезвычайно плодотворной, творческой. Винниченко оставил нам огромный задел: повести, рассказы, драматические произведения, дневники, письма. В украинскую литературу ворвался яркий метеорит, мятежный дух революционера в жизни и в литературе. Он видел и воспринимал жизнь во всей полноте его разногласий, сам переживал много драматических ситуаций, которые отразил в своих
Винниченк-драматург — это более двадцати пьес. Его пьесы интриговали, захватывали и бісили. От первой пьесы «Дисгармония» и до последней «Пророк», совсем недавно вернулась в Украину, потому что хранилась в личном архиве писателя в США, драматург пытался ускорить выход украинского театра на европейскую арену. Драма «Пророк» написана в 1930 году. Уже само название произведения свидетельствует о его принадлежности к «пророческого» драме, представленной в украинской и мировой литературе произведениям Леси Украинки «Кассандра», «Руфин и Присцилла», Г. Кулиша «Народный Малахий», «Маклена граса». В своей драме В. Винниченко обратился к теме человеческой личности, которая взяла на себя невыполнимую задачу изменить мир
В Времена моральных и социальных катаклизмов в обществе непременно возникает интерес к исключительных личностей, которые обладают сверхъестественными способностями. Вспомним «распутинщину», а в наше время, «ивановцев», «кривоноговцев», «мунивцев». Так и главный герой драмы Амар — неординарный человек, который навеял на массы общественный психоз, решил взять на себя сложную роль новоявленного Мессии — духовного, нравственного и физического врача потомленого человечества. Амар действительно обладает необычном, недоступными человечеству возможностями: мог сдвинуть энергетической силой мысли скалу, остановить машины, снять электрический ток на смертном кресле, оставаясь при этом живым и невредимым. Заявив о себе как о посланнике Бога, Амар проповедует среди людей любовь и братство, обещает соединить разбитую распрями и беспорядками человеческую семью, вернуть ей «потерянный рай». Выступления пророка, которые напоминают проповеди Христа, его помыслы и слова вполне искренни: «. радуйтесь, говорю вам, братья мои! Вытрите слезы и пусть радость заиграет в глазах и на устах ваших. Не для слез и воплей я пришел, а для радости и счастья. Пусть же радость будет с вами!» Но Амар не учел, в какое общество он попал — оно поглощено стяжательством и ложью, где крупнейшими заповедями жизнь, по выражению скучающей красавицы — богачки Кит, является «бессердечие» и «сребролюбие». Да и правда у каждого своя
Ревностная христианка Ведд, трактуя чудеса пророка как проявления сатанинских сил, говорит: «. с другой стороны, ни креста, ни сабли не видно. Так кто же это, скажите мне, пожалуйста?!» А генерал Райт прекрасно осознает наивность иллюзий о равенстве, о обещанный мир, что его может дать амарьянская вера: «Я считаю индуса Амара за авантюриста, а обучение вредно и даже преступно». Райт ни на искорку не сомневается в человеческом, а не божественном назначении Амара: «Ты сам не знаешь, что ты делаешь. Ты не знаешь, что, проявляя любовь к одним, ты этой самой любовью неизбежно, обнаруживаешь вражду к другим. Ты не знаешь, что у нас, что для одно добро, то для вторых есть зло. Ты сойди со своего трона и посмотри, что творится в стране, где ты учишь любви. Все в замешательстве. «
Драматург показал трагизм человека, который осмелился взять на себя роль наместника Бога на земле, миссию перекройки упрочненных общественных норм общежития. Амар, хотя и незаурядному человеку, но временами он и сердится, и выражает амбиции, наконец, плотские страсти ему тоже не чужды. Именно взаимоотношения Кэт развеивают миф о божественном назначении Амара: телесное взяло верх, потеряв свои необычные способности, осознание того, что народ обманут им, ослепленный верой в него как в мессию. Нечего ему здесь, на земле, делать, он растворился в людях, а чтобы все-таки не имели сомнений в том, что он пророк, Амару необходимо исчезнуть, создать видимость подъема пророка, тело которого разнесется на дольки, на небо
Итак, пророк, «растворившись в людях, перестает быть пророком», оставляет человеческую правду — ту правду, что одним удерживает власть, блага, роскоши, других утешит: «не существует одной для всех правды, единого Добра, единого Зла, — есть вечная борьба Бога с Дьяволом».
Пьеса «Пророк», написанная в период назревающих общественно-моральных катаклизмов, — это своеобразная драма-притча о блуждания человека в лабиринтах земного бытия, о его трагические ошибки в духовно-нравственном выборе, в поисках социально-этических гармоний, общественных и нравственных идеалов. Это и исповедь самого автора о собственно мучительное познания Истины. Драма «Пророк» — это свидетельство о достижениях большим мастером вершины мирового господства в жанре социально-психологической, политической драматургии