Дипломатическая деятельность Кутузова
Одним из основных требований к современному преподаванию истории является применение личностного подхода. Исторический процесс познается не только через события и явления, но и через историю отдельных личностей, что дает понимание роли и места человека в истории, без чего понимание истории будет неполным. Отечественная война 1812 года является одним из тех явлений в истории России, где основные события не только не оттеняют деятельность отдельных людей, но и, наоборот, подчеркивают ее. Показательным будет рассмотрение одного из главных действующих
Вступив в должность командующего армией в самый тяжелый и ответственный период Отечественной войны 1812 года, М. И. Кутузов выполнял не только полководческие обязанности. После сражения при Малоярославце, определившего коренной перелом в войне, встал вопрос о продолжении боевых действий против Наполеона в Европе. Александр I и английский представитель Р. Вильсон настаивали на немедленном продолжении войны, особенно после того как русская армия вышла к Неману. М. И. Кутузов, зная реальное состояние войск, настаивал на паузе, формировании новой армии и создании антинаполеоновской коалиции, прилагая к этому немалые дипломатические усилия. Сам полководец не дожил до начала европейской войны, однако дальнейшие события, поражения неготовой армии при Люцене и Бауцене подтвердили его правоту. Только с окончательным оформлением коалиции и подходом свежих войск удалось нанести Наполеону окончательное поражение.
Таким образом, очевидно, что образ Кутузова-полководца является неполным без характеристики его дипломатической деятельности, также имевшей огромное значение. События этой эпохи и Отечественной войны 1812 г. не будут раскрыты в полной мере без этих характеристик. Личностный подход предполагает раскрытие всех сторон деятельности человека, без этого невозможно понимание места и роли человека в истории и, следовательно, самого исторического процесса.
Наступающее 200-летие Отечественной войны 1812 года обязывает педагогов-историков обращать пристальное внимание на события и действующих лиц этого периода. И если материал учебника не дает полностью такой возможности, то например, организация творческих конкурсов по изучению личностей эпохи, в ходе которых изучается литература и документы, свидетельствующие об их деятельности, сопоставление рядов: Кутузов — Наполеон, Кутузов — Александр I, и т. д., организация написания исследовательских работ, целью которых было бы всестороннее изучение личности М. И. Кутузова в значительной мере способствовали бы пониманию значения событий 1812 года и более полному осмыслению роли М. И. Кутузова в них.