Цикл «Петербургских повестей»

В цикл рассказов Н. В. Гоголя входит несколько небольших по содержанию повестей, которые связаны определенными мыслями и идеями. Данное произведение изучается в курсе школьной программы, поэтому так важно знать содержания произведения «Петербургские повести» кратко.

Первый сюжет сборника «Петербургские повести» — «Невский проспект».

Содержание произведения завязывается с похвального обращения Невскому проспекту. Гоголь в буквальном смысле слова детально раскрывает образы картин, возникающих на данной парадной,

праздничной улице Санкт-Петербурга. Глубоко мыслящий чтец много занимательного способен извлечь из подобной зарисовки. Основные герои картины поручик Пирогов, очень жизнерадостный, однако немного поверхностный парень и весьма восприимчивый, с изысканным восприятием бытия живописец Пискарев.
Герои преследовали объекты собственного почтения и неудержимой страсти. Первый симпатизировал плотной блондиночке, второй мчался вслед за брюнеткой, облаченной в яркий дождевик. Пискарев догоняет барышню, однако, как безмерно его сожаление, после того, как он выясняет, что его возлюбленная падшая особа. Уже после продолжительных
и невыносимых сомнений он желает обезопасить ее от такой жизни и делает ей предложение стать его супругой, в ответ на что слышит пренебрежительный отказ. Никак не в состоянии перенести искренние страдания, кончает жизнь самоубийством. Целиком обратная авантюра произошла с Пироговым.
Поручик настиг молодую женщину, а возлюбленная, как выяснилось, является супругой немца-ремесленника. В последующий день Пирогов предоставляет немцу подряд несколько заказов и никак не прерывает откровенных приставаний к супруге специалиста. В результате немец с товарищами бьют поручика и выпирают из собственного жилища. Упомянутые ранее несчастные случаи объединяет то, что оба героя никак не заполучили ожидаемого, к чему стремились с неподдельным упорством. Завершается рассказ рассуждениями писателя о безрезультатности людских стараний. Невзирая на контрастность идеализма Пискарева и непристойности Пирогова, они становятся неярким примером иконы единства.

Второй сюжет из сборника «Петербургские повести» — «Нос».

Удивительное повествование с ноткой сатиры, в котором рассказывается о разобщенной сущности человека, шутовской, раздвоенной бесовщине, существовании, полном абсолютной феерии. Персонаж является коллежским асессором, который выявляет, что у него исчез нос. Гладкое белоснежное пространство — вот все, то что наблюдает вместо носа Ковалев. Главный персонаж отправляется к полицмейстеру с иском о пропаже и сталкивается с собственным носом в мундире, со шпагой и шляпой. Нос, не щадя сил, ходит молиться в Казанский собор. Невзирая на агитации Ковалева, нос только лишь по истечении определенного периода воротится к хозяину. В этом произведении Н. В. Гоголь продемонстрировал человека, настоящую пустышку, устремляющуюся только к внешней красоте. Для героя повести наивысшую ценность представляет положение в обществе, нежели собственная персона, имеющая достойный статус.

Третий сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Шинель».

Рассказ демонстрирует перевоплощение человека, перемещение в нереальность. Акакий Акакиевич Башмачкин был обычным титулярным советником, смысл работы которого заключался в обыкновенном переписывании документов. Жизнь сыграла с ним злую шутку, сотворив из него человека без малейшей доли чувства собственного достоинства. Героя переполняют смирение и кротость, он целиком лишен тщеславия.
Благодаря чрезмерным стараниям и тотальной экономии этот безропотный персонаж покупает для себя новенькую шинель. Окружающие его знакомые, все без исключения приветствуют его с триумфом. Однако счастливое бытие было быстротечным, и вскоре его испортит неприятный конфуз. Башмачкин однажды вечером отправляется на улицу, и там злоумышленники грабят его и отнимают шинель. Главный герой устремляется за поддержкой к руководству, однако получив основательный выговор, удаляется. Старое пальто никак не выручает Акакия Акакиевича от трескучего мороза, он тяжело заболевает и вскоре умирает.
После его кончины некое привидение не дает покоя прохожим, снимает с них шинели. Сдавалось, что уже ничто не способно успокоить обезумевшее приведение. Это продолжается до тех пор, пока умершему не встречается тот самый субъект, сыгравший решительную роль в жизни Акакия Акакиевича. Лишь после этого призрак усмиряется.

Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет».

Данное повествование является эталоном взаимоотношений между дьяволом и художником. Неимущий художник Чартков по делу случая, покупает на развале портрет некоего азиата. Изображенный на приобретенной картине старец посреди ночи выбирается из оправы с деньгами, а главному герою повести посчастливилось выхватить пачку деньжат. На утро в рамке портрета появляются 1000 червонцев.
Жизнь Черткова стала налаживаться, успех ему сопутствовал во всем, однако характер оставлял желать лучшего. Дар искусного художественного мастерства пропадает, Чертков, пребывая в недоумении, что же с ним творится, теряет рассудок и погибает. По прошествии некоторого времени выявляется, что источником всех бед был тот самый портрет, точнее старик, изображенный на нем. Как оказалось, он был неразрывно связан с потусторонними силами.
Идея повести связана с тем, что сила денег беспощадно убивает все позитивное, что только может быть в человеке.

Пятый сюжет «Петербургских повестей» — «Записки сумасшедшего».

Изложение повести представлено в виде записок в дневнике героя Поприщина Аксентия Ивановича. По мнению многих рецензентов, фамилия Аксентия Ивановича была явным свидетельством того, что любой невменяемый человек находится в поисках своего «поприща». В ходе описания главных событий читатели наблюдают за тем, как со временем героя поглощает сумасшествие, обыденная жизнь становится чуждой. Автор «Петербургских повестей» указывает на нравы и уклад жизни людей в различных классах общества, обличая нравственную несправедливость и предвзятость.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Цикл «Петербургских повестей»