Что такое синтаксически свободные словосочетания
В зависимости От степени слияния компонентовсловосочетания могут быть свободными и несвободными.
Свободные словосочетаниясостоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Компоненты Свободного словосочетаниямогут замещатьсясловами соответствующей категории, например:поздняя осень, ранняя осень, холодная осень.
Сочетающиеся словоформы свободны здесь в том смысле, что могут быть замещаемы при использовании в предложении в соответствии с конкретным коммуникативным заданием. Однако свободные словосочетания
Например: словосочетание Слушать звукилексическине ограничено(слушать радио, слушать ребенка, слушать передачу, слушать шум и т. д.), тогда как словосочетаниеподслушать разговорлексическиограничено, так как семантика глагола подслушать не допускает широкой сочетаемости (нельзя:подслушать лекцию).
Деление словосочетаний на лексически ограниченные и неограниченные Опирается на лексическую сочетаемость
Например, глагол Слушатьобразует словосочетания, лексически неограниченные по сравнению с глаголомподслушать, однако, безотносительно к этому глаголу, его сочетаемость тоже ограничена теми словами, которые способны обозначать объект этого процесса.
Несвободные словосочетаниясостоят из слов лексически несамостоятельных, т. е. из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенноблизки отдельному слову. При функционированиив предложениинесвободные словосочетанияне расчленяютсяи выступают в позиции одного члена предложения. Несвободные словосочетания делятся на
И Несвободные фразеологически.
Синтаксически несвободныесловосочетания — это словосочетания, лексически связанные инечленимые в данном контексте: например, в предложенииКо мне подошла девушка высокого ростасловосочетаниевысокого ростанесвободно, оно выполняет единую определительную функцию, ср.:высокорослая девушка. Словосочетаниевысокого ростанечленимо, так как существительное в его составе лексически обеднено (нельзя сказатьдевушка роста). Однако то же словосочетание в иных контекстуальных условиях может выступать как вполне свободно построенное, например:Высокий рост выделял эту девушку в группе(ср.:Рост выделял эту девушку в группе). Оба слова в таком словосочетании лексически полноценны.
Словосочетание Два мальчикатакже в зависимости от контекстуальных условий своего употребления может быть то свободным, то несвободным, ср.:Я любовался игрой этих двух мальчиков(Я любовался игрой этих мальчиков).
В предложении Два мальчика подошли к столуоба слова лексически связаны, и расчленение словосочетания невозможно, оно выполняет функцию одного члена предложения. Значит, синтаксически несвободные словосочетанияобнаруживаютсялишь при функционированиив конкретных предложениях, где они утрачивают раздельность своих компонентов.
Фразеологически несвободныесловосочетания — это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентовприменительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для всякого контекста:вверх дном, спустя рукава, бить баклуши. Изучение устойчивых словосочетаний, называемых фразеологическими, выходит за пределы синтаксиса и является предметом фразеологии. В синтаксисе они могут быть рассмотрены лишь как компоненты структуры предложения.
Фразеологические словосочетания могут отражать Живые синтаксические связи, т. е. строиться по моделям свободных словосочетаний:бить баклуши, держать камень за пазухой, класть зубы на полку, выметать сор из избы, такие словосочетания легко расшифровываются как образные выражения;
Другие фразеологические словосочетания отражают Утраченные связии сочетаемость, не сопоставимые с современными, например:шутка сказать, ничтоже сумняшеся, и вся недолга.