Что такое силлабическая система стихосложения

В первой половине XVII в. лидирует стих, который часто называют досиллабическим, — с произвольным количеством слогов в строке и регулярной рифмой в соседних строках попарно.

Силлабическим стихосложением пользовались в России Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Кантемир, молодой Тредиаковский. И все они искали средства для упорядочения ритмического строя русского стиха.

В русском языке с его сильным ударением, имеющим смыслоразличительное значение, силлабический стих тонизировался, а результатом этого процесса и явилась реформа

стиха в XVIII в. В русской поэзии утвердилось силлабо-тоническое стихосложение.

Силлабйческое стихосложение (греч. .чШаЫков — слоговой) основано на соизмеримости строк по числу слогов (изосиллабизм). Устойчивее всего оно держится в языках с фиксированным ударением в начале или в конце слова. Ударение в таких языках не имеет смыслоразличительного значения, поэтому ударные и безударные слоги в стихе метрически равноправны, изменение их расположения создает ритмические вариации того же размера. Различаются стихи 4-сложные, 5-сложные и т. д. Короткие стихи, до II

Слогов, обычно не имеют цезуры. В стихах свыше Н-сложных

она обычно делит стих, на более короткие иолустишия.

Цезура (от лат. саеэйга — сечение, разрез) — постоянный словораздел в стихе, медиана. В античном стихосложении она обычно приходилась на середину с топы (отсюда название), а в силлабо-тоническом це — чура, как правило, совпадала с границей стопы. Являясь обычно сильной интонационной паузой, цезура отчасти сближается со стихоразделом: предцезурная стопа могла принимать усечения и наращения, а такте’ рифму:

Три у Будрыса сына,

Как и он, три литвина.

Такая система стихосложения была естественной для польского, английского, французского языков, поскольку опиралась на просодические особенности этих языков.

В русском языке ударение разноместное. Равносложные строки силлабических стихов, написанные на русском языке, выглядели тяжеловесными, их ритмическая организация также была недостаточной. Как и народный тонический стих, силлабическая система стихосложения не могла стать ведущей в русском стихе. Требовался иной тип ритмической организации, отвечающий просодическим особенностям русской речи, учитывающий подвижность ударения в русском слове.

В чем же заключалась реформа стихосложения? Тредиаковский и Ломоносов поняли, что русскому стиху нужна система, устраняющая недостатки тонического и силлабического стихов и использующая их достоинства. В силлабо-тонике принцип равносложности (характерный для силлабики) сочетался с принципом упорядоченности ударений (это шло от тонического стиха). Ритмическая организация силлабо-тоники, которую вводили Тредиаковский и Ломоносов, опиралась на упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихотворных строках. Это было открытие, давшее возможность русской поэзии достичь вершин в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева и других поэтов.

«В современном стиховедении нет единой точки зрения на силлабическое стихосложение. В. М. Жирмунский и Л. И. Тимофеев считают русские силлабические, силлабо-тонические и чисто тонические (акцентные) стихи вариантами единой качественной, или тонической, системы стихосложения, в которой слоги различаются по ударности. Эта система противопоставляется ими метрической, или количественной, в которой слоги различаются по ударности. Б. В. Томашев — ский противопоставляет силлабическое стихосложение, как присущее языкам с постоянным ударением, силлабо-тоническому и акцентному, присущим языкам с подвижным ударением. Все названные ученые определяют силлабическое стихосложение по двум постоянным признакам (метрическим константам): равному количеству слогов в стихах и постоянству места последнего ударения в стихе и полустишии. Но А. И. Тимофеев считает расположение ударений в русском силлабическом стихосложении первичным признаком, а равно — сложность — вторичным, менее существенным. Б. В. То — машевский, напротив, полагает, что равносложность в силлабическом стихосложении — основной признак, а постоянство концевых ударений — автоматическое следствие постоянства места ударения в слове»202.

Проблемами силлабического стихосложения занимался и М. Гаспаров, который видел его истоки в древнейшем стихосложении восточных групп индо-евро — пейских языков. Его исследования позволяют сделать вывод, что в германских языках оно держалось цедол — го, в западнославянских закрепилось в виде 8-сложни — ка, в польской поэзии развился 11-сложник, а из латинского «вагантского стиха» — 13-сложник.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Что такое силлабическая система стихосложения