Что такое «Шекспировский канон»
При жизни Шекспира его произведения не были собраны воедино. Отдельно печатались поэмы, сборники сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с искаженным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти книги получили название кварто. После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров было подготовлено первое полное собрание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое «первое фолио». Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.
«Шекспировский
Трагедия о любви и верности «Ромео и Джульетта» (1595) тоже, несмотря на печальный финал, исполнена всепоглощающей любви и радости.
В трагедиях «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», в лирико-философских «Сонетах» нравственные и политические конфликты эпохи осмыслены как вечные, неустранимые. Мир устроен так, что высшие человеческие ценности
Начало творческой деятельности Шекспира — пьесы о событиях национальной истории.
Основные шекспировские хроники образуют две тетралогии. Первая — «Генрих VI» (три части) и «Ричард III». Вторая — «Ричард II» (1595), «Генрих IV» (две части; 1596
1598) и «Генрих V» (1599). Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу.
В первой тетралогии из хаоса смуты является сильная историческая личность, стремящаяся подчинить себе Судьбу и Время, — это Ричард III. Сила способна обеспечить трон, но не способна удержать его в том случае, если государь, упоенный властью, нарушает законы нравственности и превращает историю в политический спектакль.
Тема второй тетралогии — становление национального государства. Хроника «Генрих IV» повествует о захвате власти Генрихом IV, родоначальником династии Ланкастеров, и о юности будущего идеального короля Генриха V. Под началом яркого комического персонажа сэра Джона Фальстафа в кабаках и на большой дороге проходит «школу жизни» принц Генрих. Он черпает силу и оптимизм в народной смеховой культуре, от всего, что телесно и материально и что воплощает Фальстаф, шут Времени. Под смех Фальстафа со сцены сходит само Средневековье с его рыцарской вольницей, воплощенной в образе Гарри Готспера, соперника принца.
Комедия Шекспира не была сатирической. Этим она резко отличается от всего последующего развития жанра. Смех идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости. У шекспировской комедии есть своя великая тема, и эта тема — Природа. У нее есть свой ведущий герой — шут, которому присуще знание жизни, какова она есть. Шут выявляет подлинность событий, отвергая все наносное. Шут является носителем справедливости даже в трагедиях, чему свидетельством «Король Лир».
В финале пьесы «Генрих IV», когда принц коронован, Фальстаф изгоняется, ибо вовсе не по законам природы существует государственный порядок.
Вполне поправимые ошибки, недоразумения, неузнавания лежат в основе конфликта ранних комедий. Но постепенно отношение Шекспира к неприхотливым перипетиям меняется. В поздних комедиях, появившихся на рубеже и в начале нового столетия, накапливающиеся изменения в мировоззрении автора становятся очевидны. Противоречивы характеры, конфликтны обстоятельства. Разлад становится неотъемлемой чертой мира, в котором живут герои.
Все ранние комедии Шекспира по жанру могут быть определены по названию первой из них — «Комедия ошибок». Однако источник и традиция комического в них варьируются. Если основой «Комедии ошибок» были образцы античной, римской комедии, то комедия «Укрощение строптивой», увидевшая свет в 1594 г., указывает на другой источник шекспировского смеха — народный карнавал.
Строптивицу, оказывается, не так уж сложно укротить. Ведь суть конфликта вовсе не в ее характере — сильном, искреннем, лишенном мелочности, а потому на самом деле куда менее капризном, чем у многих других героинь. Суть в том, что еще не нашелся укротитель. Манерные изнеженные женихи Бьянки. Их невозможно представить рядом со свободолюбивой Катариной. Когда появился Петруччо, все встало на свои места. Мир в этой комедии изображен с карнавальным гротеском: и первоначальная строптивость жены, и тирания мужа, и наконец мораль под занавес. Без поправки на карнаваль-ность нельзя воспринимать ни довольно жестоких первоначально мер перевоспитания героини, ни назидательной речи, произнесенной ею в адрес других строптивицев.
Комедия «Сон в летнюю ночь» повествует о прихотливости любовного чувства. Любовь ассоциируется с вечным чудом природы, которое в комедии воплощается в волшебном мире леса, где правят Оберон, Титания, эльфы.
Существует версия, что адресатом сонетов был юный аристократ, предположительно граф Саутгемптон или граф Пембрук. Любовь дарит поэзии вдохновение, но, в свою очередь, от нее получает в дар вечность. О силе поэзии, способной победить время, говорится во многих сонетах. Любви поэта сопутствует мучительное чувство: увы, друг непостоянен в своей привязанности. Это касается и его поэтических пристрастий. Появляется поэт-соперник.
Вторая часть сборника посвящена Смуглой леди. Воспеваемый Шекспиром тип красоты звучит вызовом традиции, восходящей к небесной любви, например Франчески Петрарки. Реально существующая Смуглая леди противопоставлена идеальной ангельски-белокурой донне. Шекспир опровергает все поэтические штампы: «Я не хочу хвалить любовь мою — я никому ее не продаю».