Что такое «Шекспировский канон»

При жизни Шекспира его произведения не были собраны воедино. Отдельно печатались поэмы, сборники сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с искаженным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти книги получили название кварто. После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров было подготовлено первое полное собрание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое «первое фолио». Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

«Шекспировский

канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Это комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598).
Трагедия о любви и верности «Ромео и Джульетта» (1595) тоже, несмотря на печальный финал, исполнена всепоглощающей любви и радости.

В трагедиях «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», в лирико-философских «Сонетах» нравственные и политические конфликты эпохи осмыслены как вечные, неустранимые. Мир устроен так, что высшие человеческие ценности

— добро, достоинство, честь, справедливость — неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. А поиски оптимистического решения конфликтов привели к созданию романтических драм «Зимняя сказка», «Буря».

Начало творческой деятельности Шекспира — пьесы о событиях национальной истории.
Основные шекспировские хроники образуют две тетралогии. Первая — «Генрих VI» (три части) и «Ричард III». Вторая — «Ричард II» (1595), «Генрих IV» (две части; 1596

1598) и «Генрих V» (1599). Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу.

В первой тетралогии из хаоса смуты является сильная историческая личность, стремящаяся подчинить себе Судьбу и Время, — это Ричард III. Сила способна обеспечить трон, но не способна удержать его в том случае, если государь, упоенный властью, нарушает законы нравственности и превращает историю в политический спектакль.

Тема второй тетралогии — становление национального государства. Хроника «Генрих IV» повествует о захвате власти Генрихом IV, родоначальником династии Ланкастеров, и о юности будущего идеального короля Генриха V. Под началом яркого комического персонажа сэра Джона Фальстафа в кабаках и на большой дороге проходит «школу жизни» принц Генрих. Он черпает силу и оптимизм в народной смеховой культуре, от всего, что телесно и материально и что воплощает Фальстаф, шут Времени. Под смех Фальстафа со сцены сходит само Средневековье с его рыцарской вольницей, воплощенной в образе Гарри Готспера, соперника принца.

Комедия Шекспира не была сатирической. Этим она резко отличается от всего последующего развития жанра. Смех идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости. У шекспировской комедии есть своя великая тема, и эта тема — Природа. У нее есть свой ведущий герой — шут, которому присуще знание жизни, какова она есть. Шут выявляет подлинность событий, отвергая все наносное. Шут является носителем справедливости даже в трагедиях, чему свидетельством «Король Лир».

В финале пьесы «Генрих IV», когда принц коронован, Фальстаф изгоняется, ибо вовсе не по законам природы существует государственный порядок.

Вполне поправимые ошибки, недоразумения, неузнавания лежат в основе конфликта ранних комедий. Но постепенно отношение Шекспира к неприхотливым перипетиям меняется. В поздних комедиях, появившихся на рубеже и в начале нового столетия, накапливающиеся изменения в мировоззрении автора становятся очевидны. Противоречивы характеры, конфликтны обстоятельства. Разлад становится неотъемлемой чертой мира, в котором живут герои.

Все ранние комедии Шекспира по жанру могут быть определены по названию первой из них — «Комедия ошибок». Однако источник и традиция комического в них варьируются. Если основой «Комедии ошибок» были образцы античной, римской комедии, то комедия «Укрощение строптивой», увидевшая свет в 1594 г., указывает на другой источник шекспировского смеха — народный карнавал.

Строптивицу, оказывается, не так уж сложно укротить. Ведь суть конфликта вовсе не в ее характере — сильном, искреннем, лишенном мелочности, а потому на самом деле куда менее капризном, чем у многих других героинь. Суть в том, что еще не нашелся укротитель. Манерные изнеженные женихи Бьянки. Их невозможно представить рядом со свободолюбивой Катариной. Когда появился Петруччо, все встало на свои места. Мир в этой комедии изображен с карнавальным гротеском: и первоначальная строптивость жены, и тирания мужа, и наконец мораль под занавес. Без поправки на карнаваль-ность нельзя воспринимать ни довольно жестоких первоначально мер перевоспитания героини, ни назидательной речи, произнесенной ею в адрес других строптивицев.
Комедия «Сон в летнюю ночь» повествует о прихотливости любовного чувства. Любовь ассоциируется с вечным чудом природы, которое в комедии воплощается в волшебном мире леса, где правят Оберон, Титания, эльфы.

Существует версия, что адресатом сонетов был юный аристократ, предположительно граф Саутгемптон или граф Пембрук. Любовь дарит поэзии вдохновение, но, в свою очередь, от нее получает в дар вечность. О силе поэзии, способной победить время, говорится во многих сонетах. Любви поэта сопутствует мучительное чувство: увы, друг непостоянен в своей привязанности. Это касается и его поэтических пристрастий. Появляется поэт-соперник.

Вторая часть сборника посвящена Смуглой леди. Воспеваемый Шекспиром тип красоты звучит вызовом традиции, восходящей к небесной любви, например Франчески Петрарки. Реально существующая Смуглая леди противопоставлена идеальной ангельски-белокурой донне. Шекспир опровергает все поэтические штампы: «Я не хочу хвалить любовь мою — я никому ее не продаю».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Что такое «Шекспировский канон»