Что такое идеографическое письмо
Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью Чудинов В. А. Загадки славянской письменности. М. Вече, 2002. 28 с.
Идеография — это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются разными иероглифами, а их звучание и морфологическое построение является одинаковым Чудинов В. А. Загадки славянской
Идеография применяется в качестве дорожных знаков (например, зигзаг как знак поворота дороги, восклицательный знак как знак «осторожно»), условных знаков в картографии и топографии (например, знаки полезных ископаемых, точки для обозначения населенных пунктов), различных эмблем (например, знак черепа и костей на электросети высокого напряжения, эмблема медицины — змея и чаша с ядом).
Также идеография используется в научной области. Это объясняется тем, что науке необходимо выразить понятие, во-первых, точно; во-вторых, кратко; в-третьих, сделать понятие международным,
Конечно, идеографическое письмо — это письмо для «посвященных» — надо знать знаки, соответствующие данной области знания Всемирная история: энциклопедия/ М. Аксенова. М. Аванта+, 1997. 71 с..
В связи с тем, что идеограммы непосредственно связаны не со звучанием, как это наблюдается в звуковом письме, а со значением слова, они могут быть использованы в письменных системах различных языков для обозначения одних и тех же по значению, но разных по звучанию слов. Именно благодаря этой особенности идеографии многие идеографические знаки сохранились и получили широкое распространение в современных буквенно-звуковых системах письма. К числу таких знаков относятся цифры, алгебраические, химические, астрономические, картографические и топографические условные обозначения, знаки различия воинских званий, родов войск, а также условные обозначения в системе дорожных знаков и др. (Приложение 2).
Однако наряду с достоинствами идеографическая письменность обладает и рядом существенных недостатков по сравнению со слоговым и звуковым письмом Пронштейн К. Ю. История и лингвистика. М. Феникс, 1999. 74 с. Важнейшими из них являются следующие:
Во-первых, громоздкий характер идеографических систем, порождающий сложность их усвоения. Пишущий не изобретает идеограмм, как это наблюдалось в пиктографии, а берет их из существующего подбора, т. е. иероглифического алфавита, выучивая и запоминая не только графический облик идеограммы, но и значение, и звучание обозначаемого ею слова. А это осуществить не так легко, если учитывать, что количество идеограмм (иероглифов) может исчисляться тысячами.
Во-вторых, трудность передачи при помощи идеограмм. В связи с этим грамматические значения приходится передавать специальными значками, которые также надо запоминать. Это еще более усложняет идеографическое письмо.
Эти недостатки все более давали о себе знать по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, увеличения числа людей, пользующихся письмом в практических целях. Они-то и послужили основной причиной перехода идеографических систем к слоговым и звуковым Пронштейн К. Ю. История и лингвистика. М. Феникс, 1999. 79 с..
Новый этап развития письма возник в странах Ближнего Востока в связи с целым рядом исторических событий.
На данном этапе развития письменности главное было в том, что надо было письмо сделать более доступным для пользующихся им, а количество таких людей все возрастало в связи с развитием торговли, передвижений и, наконец, с установлением государственности.
В связи с этим были попытки упростить способ письма. Исходя из связи языка и письма, эти попытки могли быть разными.
Во-первых, в отношении к лексике. Таким путем пошла китайская письменность. Так, для обозначения понятия «слеза» нужно было сочетать два знака: «глаз» и «вода». Для того чтобы выразить понятие «лаять», надо было соединить знаки «собака» и «рот». Иногда логика этих сочетаний малопонятна. Например, в китайском письме иероглиф «корабль» в сочетании со знаком «пламя» надо понимать «пожар», а в сочетании со знаком «рот» — «болтливость».
Этот путь сокращения идеографического алфавита был малопродуктивным.
Другой путь сокращения и упрощения идеографического письма связан с грамматикой. Так, можно корням оставить их иероглифы, а в производных формах от этих корней употреблять дополнительные иероглифы со значением аффиксов. Однако такой метод в малой степени может обеспечить сокращение алфавита, так как количество корней почти безгранично, а для каждого корня нужен свой иероглиф.
Самый продуктивный способ оказался в фонографии, когда письмо стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М. Наука, 1988. 92 с.
Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+», «-» или «=». Когда мы пишем цифру «5», мы передаем некоторую идею, не обращаясь к звучанию и к фонемному составу слова «пять», независимо от того, какой это язык: русский, английский или французский. Поэтому русский, англичанин или француз, читая цифру «5», произнесут ее по-разному, но поймут одинаково. В отличие от фонограмм идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным формам языка. Так, знак «=» может быть прочитан и как «равно», и как «равняется», и в соответствующем контексте как форма того или иного косвенного падежа Всемирная история: энциклопедия/ М. Аксенова. М. Аванта+, 1997. 76 с..
Идеограммы, соотносимые с целыми словами, называют логограммами. Они являются важнейшим типом идеограмм. Встречаются также морфемограммы, служащие обозначением морфем. Особое место занимают идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания) и идеограммы-классификаторы, выделяющие какой-либо класс значащих единиц. Наконец, есть знаки, соответствующие целым сообщениям, их можно назвать фразограммами (например, стрелки — указатели направления, знаки запрета).
Идеограммы можно разделить на разновидности и по иному принципу. Некоторые из них содержат элементы наглядной изобразительности, то есть своим начертанием напоминают предмет, обозначаемый данным словом или словосочетанием (например, изображение очков как знак магазина оптики), или обозначают арифметические действия.
Зарождение государства, развитие общественного производства и торговли послужили стимулом для дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело к большей схематизации рисунков, к превращению их в еще более условные знаки Павленко Н. А. История письма. Мн. Вышэйшая школа, 1987. 31 с..