“Что послужило основой сюжета романа “Дубровский””



Среди дворянских персонажей романа выделяется образ Дубровского. Он оказывается отщепенцем по отношению к помещичьей среде. Дубровский – бунтарь. Образ бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма, встречается во многих произведениях Пушкина, начиная с его романтических поэм. В “Дубровском” ОН приобретает конкретное социальное содержание.

Дворянина-бунтаря Пушкин связывает в романе с бунтарскими настроениями крепостного крестьянства. Однако поэт не делает своего героя пождем крестьян как их единомышленника и подчеркивает

личные мотивы бунтарства Дубровского. Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским, Дубровский покидает своих, товарищей, заявляя им: “Вы все мошенники”.

В Крепостной массе он остается чужим.

Новое поколение провинциальной поместной аристократии представлено образом “европейца” Верейского, у которого внешняя культурность, лоск сочетаются с феодальными нравами: он добивается брака с девушкой, любящей другого. Изображая Верейского, Пушкин продолжал начатую им в романе “Граф Нулин” критику нравственного облика дворянского аристократического об щества.

Сатирическими красками в романе обрисовано “чернил мое племя” продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крепостным крестьянам не меньше, чем Троекуров.

Без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа картина помещичьей провинции начала XIX в. была бы неполной.

Пушкин раскрывает в романе судьбу родовитого, но обедневшего дворянства, к которому по рождению принадлежал он сам.

Особенной остроты роман Пушкина достигает в изображении настроений крепостных крестьян. Пушкин не идеализирует крестьянство. Он показывает, что в среде самих крепостных можно встретить противоречивые отношения, что феодальные нравы развратили некоторых дворовых, становившихся холопами.

Входят и роман и образы крепостных крестьян, враждебно настроенных против помещиков. Такова фигура кузнеца Архипа. Он выступает не только против исправника. Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского.

На просьбу раз жалобившейся Егоровны пожалеть погибающих в огне приказных он твердо отвечает: “Как не так”. После расправы он заявляет: “Теперь все ладно”. Крепостнический гнет, жестокость помещиков вынуждают народ бунтовать – таков идейный смысл образов крестьян, раскрывающих глубокое сочувствие поэта крепостному крестьянству. “Дубровский” предваряет “Капитанскую дочку”.

В 1832 г. Пушкин начинает писать роман “Дубровский”, в котором среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. В основу сюжета “Дубровского” положен сообщенный Пушкину его другом П. В. Нащокиным эпизод из жизни “одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге”.

Время действия романа относится, по-видимому, к 10-м годам XIX в. “Дубровский” замечателен прежде всего широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов того времени. “Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью”,- заметил еще Белинский. Троекуров – богатый и властный, избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству, с презрением относящийся к окружающим его мелкопоместным дворянам, изображенным в романе с тонким юмором. Исторически Троекуров – типичное порождение феодально-крепостнической действительности екатерининского времени.

Его карьера и богатство начались с переворота 1762 г., приведшего Екатерину II к власти. Противопоставляя богатому Троекурову бедного, но гордого старика Дубровского,



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение “Что послужило основой сюжета романа “Дубровский””
?