Что обрекает человека на одиночество?
Уже в ранних стихотворениях Михаила Юрьевича Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире.
В поэзии Лермонтова создана уникальная философская концепция одиночества. В ранний период эта тема раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Семейная трагедия (ранняя смерть матери, вынужденная разлука с отцом) лишила мальчика того, что называется «родовым гнездом». Поэт напряженно будет икать человеческой гармонии в любви и дружбе, но так и не
Суровое время наложило на Лермонтова свой отпечаток: по Герцену, это были годы «молчаливых страданий с платком во рту». Это время решения сложных социальных и философских проблем, время размышления над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий.
В стихотворении «Стансы» мы находим неожиданные для молодого человека, слишком пессимистичные, ноты:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в отчизне не прощусь —
Никто о мне не пожалеет.
Одиночество лирического героя не навязано ему миром,
Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой…
Мотив одиночества становится основным в стихотворениях «Узник», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу». Поэт обращается к фольклорным образам (например, в стихотворении «Узник»), что выводит содержание этих поэтических шедевров за рамки субъективных переживаний, делает чувства и мысли Лермонтова близкими и понятными народному сознанию.
В стихотворении «На севере диком» мотив таков: отсутствие отклика на человеческие чувства, душевное одиночество. Беспредельным пространством разделены сосна и пальма. Здесь у Лермонтова также ведущей мыслью становится мысль об одиночестве человека в мире.
В поэзии Михаила Юрьевича одиночество и свобода очень близки. Так, в стихотворении «Желание» («Отворите мне темницу») лирический герой просит сначала только временную свободу:
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
Но во второй части появляется «дворец высокий» с фонтаном, который бы «в мечтаньях рая… усыплял и пробуждал».
«Узник» был написан поэтом, когда его держали под арестом перед первой ссылкой. Теперь мечты героя ограничены желанием сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода мыслится единственной подлинной ценностью, даже без девицы и дворца. Вторая часть стихотворения начинается словами. «Но окно тюрьмы высоко…», а заканчивается — «ходит в темнице ночной безответный часовой». «Черноокая» здесь тоже фигурирует, но именно как недостающая мечта. Последняя строфа ( «Одинок я — нет отрады // Стены голубые кругом..») лишь описывает место заключения. Акцент сделан не на мечтах о свободе, а на факте непреодолимой несвободы и бесконечном одиночестве героя.
В любовной лирике поэта также присутствует мотив одиночества:
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный печальный,
Который здесь оставлю я.
Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от безумной надежды до горького разочарования. Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым окружающими. Это в очередной раз усиливает уверенность поэта в своей избранности.
Но человек не может быть одинок, он ищет гармонию с окружающим его миром. Картина величественного покоя предстает перед нами в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Эта умиротворяющая картина оттеняет порывы беспокойного человеческого духа, стремящейся к такой же гармонии. Устремление в идеальное царство мечты находит воплощение в возникновении мотивов сна. Однако это не «сон-смерть», а «сон-отдых», слияние человека с исполненной гармонии жизни природой.
Однажды, сдавая экзамен в университете профессору Победоносцеву, Лермонтов заявил: «Господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали на лекциях, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло». Это фразой поэт выразил главную причину своего одиночества: его мысли и суждения для России того времени были непонятны и даже революционны. Именно поэтому его не понимали очень многие. За «свободомыслие» поэта два раза отправляли в ссылки и постоянно подвергали жесткой цензуре его стихи. Но, несмотря ни на что, Лермонтов находил в себе силы бороться, открыто выражать свои мысли, противостоять действительности, стремиться к свободе суждений, обрекая себя на пожизненное одиночество.