Черты революционной эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце»

М. А. Булгаков — выдающийся русский писатель, человек сложной и драматичной судьбы. Булгаков — удивительная личность, которой присущи были твер­дые убеждения и непоколебимая порядочность. Не­обычайно тяжело было выжить такой личности в ре­волюционную эпоху. Писатель не желал приспосаб­ливаться, жить по диктуемым свыше идеологическим нормам.

Современную ему эпоху М. А. Булгаков сатириче­ски изобразил в повести «Собачье сердце», которая по понятным причинам в СССР была опубликована толь­ко в 1987 году.

В центре повести профессор

Преображенский и его грандиозный эксперимент над Шариком. Все остальные события повести так или иначе связаны именно с ними.

Сатира звучит едва ли не в каждом авторском сло­ве, начиная с того самого момента, где жизнь Москвы показывается глазами Шарика. Вот пес сравнивает повара графа Толстых с поваром из совета Нормально­го питания. И сравнение это явно не в пользу послед­него. В этом самом «Нормальном питании» «мерзав­цы из вонючей солонины щи варят». Чувствуется тос­ка автора по уходящей культуре, дворянскому быту. В молодой советской стране воруют, лгут, кляузни­чают. Любовник машинисточки из

шариковых раз­мышлений мыслит так: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все на женское тело, на рако­вые шейки, на Абрау-Дюрсо». Булгаков подчеркива­ет, что, несмотря на слишком дорогую цену произо­шедших в стране перемен, к лучшему в ней ничто не изменилось.

Писатель упорно изображает интеллигенцию как лучший слой общества. Примером этого является культура быта, культура мыслей, культура общения профессора Преображенского. Во всем у него чувству­ется подчеркнутая аристократичность. Это «умствен­ного труда господин, с французской остроконечной бородкой», он носит шубу «на чернобурой лисе», чер­ный костюм английского сукна, золотую цепь. Про­фессор занимает семь комнат, каждая у него имеет свое назначение. Преображенский держит прислугу, которая его заслуженно уважает и почитает. Обедает доктор очень культурно: и прекрасная сервировка стола, и само меню заставляют любоваться его трапезой.

Противопоставляя Преображенскому тех, кто при­ходит на смену таким, как он, Булгаков и читателю дает почувствовать всю драматичность наступившей в стране эпохи. Дом, в котором живет профессор, заселяется жилтоварищами, происходит уплотнение квартир, выбирается новое домоуправление. «Боже, пропал Калабуховский дом!» — восклицает доктор, узнав об этом. Преображенский не случайно так гово­рит. С приходом новой власти многое поменялось в Калабуховском: пропали все калоши, пальто, само­вар у швейцара, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице, убрали ковер с па­радной лестницы, избавились от цветов на площад­ках, появились проблемы с электричеством. Профес­сор легко предсказывает и дальнейшее течение собы­тий в стране, управляемой швондерами: «в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом ото­плении и так далее». А ведь Калабуховский дом — это только отражение общей разрухи, наступившей в стране. Впрочем, Преображенский считает, что глав­ное в том, что «разруха не в клозетах, а в головах». Он справедливо подмечает, что те, кто называет себя вла­стью, отстали в развитии от европейцев лет на двести, а потому ни к чему хорошему они страну привести не могут.

Булгаков не раз обращает внимание читателя на предпочтительность в ту эпоху пролетарского проис­хождения. Так Клима Чугункина, уголовника и пья­ницу, от сурового справедливого наказания легко спа­сает его происхождение, а Преображенскому, сыну кафедрального протоирея, и Борменталю, сыну судеб­ного следователя, на спасительную силу происхожде­ния надеяться не приходится.

Яркая примета революционного времени — жен­щины, в которых и женщин-то разглядеть очень труд­но. Они лишены женственности, ходят в кожанках, ведут себя подчеркнуто грубо. Какое они могут дать потомство, как его воспитать? Вопрос риторический.

Полно иронии не только авторское изображение новой власти, но и описание процветающих нэпме

Показывая все эти приметы революционной эпохи, Булгаков подчеркивает, что процесс, лишенный нравственности, несет людям гибель. Профессор Пре­ображенский проводит великий эксперимент, и изо­бражение его в повести символично. Для писателя все, что именовалось строительством социализма, не более чем масштабный и более чем опасный опыт. К попыткам создания нового общества силовыми мето­дами Булгаков относился крайне отрицательно. По­следствия такого эксперимента писатель видит толь­ко плачевными и предупреждает об этом общество в своей повести «Собачье сердце».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Черты революционной эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце»