Черты магического реализма
Сегодня речь пойдет о весьма громком и всемирно известном направлении современной литературы — Магическом реализме. Полагаю, каждый из вас слышал о нем и, вероятно, читал произведения, так или иначе записываемые в разряд Магического реализма. Однако, как выясняется, сам этот термин достаточно расплывчат, и зачастую под магическим реализмом подразумевают совершенно не то, что было принято относить к нему изначально. Поэтому в рамках сегодняшней статьи я предлагаю разобраться, что же такое магический реализм, каковы его основные черты
Итак, сам термин «Магический реализм » был впервые использован в 1925 году немецким искусствоведом Францем Ро в отношении работ молодых художников-авангардистов. Далее он всплывает в лексиконе европейской критики 30-х годов, а затем неожиданно пропадает. И уже официальной датой своего рождения именно как литературного понятия термин может считать 1948 год, когда венесуэльский критик А. Услар-Пьетри применил его для обозначения самобытных работ некоторых латиноамериканских авторов. Соответственно магический
В чем же состояла та самая самобытность магического реализма, предложенного читателю латиноамериканскими писателями середины ХХ века? Почему произведения латиноамериканских авторов 50-70 годов критики выделили в отдельный жанр? Безусловно, причиной тому стали определенные отличительные черты, сделавшие эти произведения не похожими на любую другую прозу того времени.
Итак, изначально героями произведений в жанре магический реализм являлись, как правило, индейцы или негры — то есть непосредственные носители яркой латиноамериканской самобытности, коренным образом отличающейся от европейского мировосприятия. Именно в выведении их неповторимых взглядов на мир и состоит главная особенность литературы данного направления. Суть этих взглядов лежит в плоскости дорационального сознания его носителей, в которых различные магические и фантастические проявления являются чем-то вполне обыденным. Говоря грубо, встреча европейца с каким-либо домашним духом была бы для человека западной культуры чем-то из ряда вон выходящим и рассматривалась бы им как нечто экстраординарное и фантастическое, вызывала бы несказанное удивление. А вот для индейца или любого иного носителя дорационального сознания встреча с домашним духом будет вполне обычным событием и не вызовет у него какого-либо удивления, ведь для мировоззрения индейца духи — точно такая же часть окружающего мира.
Следует отметить, что в произведениях магического реализма в героях, как правило, ощутимо приглушено личностное начало. Персонажи выступают в первую очередь как носители коллективного мифологического сознания, зачастую в образ одного героя автор умудряется поместить совокупный портрет целого рода или даже целой нации. И подобные фокусы нисколько не удивляют других героев, ведь в рамках их мифологического мировоззрения подобные вещи вполне нормальны.
Таким образом, магический реализм подразумевает под собой придание волшебным и фантастическим проявлениям статуса реальных и обыденных вещей. Именно в этом сплаве реального и фантастического и проявляется, по мнению латиноамериканских авторов, наиболее адекватный способ художественного отображения южноамериканской культуры. Магический реализм здесь прочно стоит на народных верованиях, и от привычной нам фантастики отличается главным образом обыденностью того, что кажется читателю фантастическим.
Одним из самых нашумевших образчиков этого жанра является роман «Сто лет одиночества » колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Более подробно этот роман обсуждался в недавней статье Г. Г. Маркес «Сто лет одиночества» .
Конечно, бум магического реализма 60-70 годов ХХ века не мог пройти незамеченным. И с легкой руки критиков к направлению магического реализма стали приписывать всех возможных авторов, в произведениях которых фантастические элементы гармонично вплетены в повседневную жизнь. Попали под эту гребенку даже некоторые наши классики: Н. В. Гоголь с его украинскими языческими мотивами и М. А. Булгаков с романом «Мастер и Маргарита «. Однако понятно, что отнесение их произведений к направлению магического реализма достаточно условно. Все-таки основоположники жанра — латиноамериканские писатели — вкладывали в свои работы несколько иной смысл, старались показать другие явления, нежели чем Булгаков, Гоголь и другие авторы, работавшие на стыке фантастики и реализма.
По моему мнению, сегодняшние авторы (вроде Чайны Мьевилль, Харуки Мураками и прочих), коих относят к течению магического реализма, не могут называться его представителя в каноническом понимании этого термина. Все же сейчас магическим реализмом принято именовать любую литературу, существующую вне рамок жанровой фантастической прозы. Лично я не считаю такой подход правильным. Полагаю, он сводит на нет весь первоначальный латиноамериканский колорит магического реализма, ведь одной из ключевых тем в нем было несоответствие мировоззрения коренного населения Южной Америки с мировоззрением западного общества. Современные же авторы, конечно, от этой темы отошли. Поэтому считать многочисленные произведения на грани фантастики и реальности магическим реализмом можно лишь с определенными оговорками. Но это, разумеется, мое сугубо личное мнение. А вот о том, что лично вы думаете по этому поводу, будет очень интересно узнать в комментариях.