Черты классицизма в комедиях Мольера
Классицизм формируется во Франции в конце XVI века. Связано это литературное направление с именем поэта Малерба. Его перу принадлежат высокие оды. Дальнейшее же развитие можно увидеть в творчестве таких авторов, как Корнель, Лафонтен, Расин, ну и, конечно, Мольер. Черты классицизма легко найти и в знаменитой комедии великого драматурга «Мещанин во дворянстве».
Классическая комедия всегда отражала повседневную жизнь в ее обычных бытовых проявлениях. Причем, чаще всего в отрицательных. Герои же — люди, далекие до нравственного идеала.
Но все же комедии имели и общественную значимость. Идеальным человеком был тот, который выше личных ставил государственные интересы. Черты, выходящие за рамки таковых, также высмеивались на страницах произведений.
В комедии «Мещанин во дворянстве » показана попытка буржуа вырваться из привычного сословного круга и войти в высшее общество. Мольер осуждает
Таким образом, в этой комедии четко прослеживается принятое в классицизме назначение комедии — через смех воспитывать «отбившихся» представителей общества.
Журден занимает стабильное положение, которого он сам же и добился, причем постоянным трудом и наличием определенного таланта. Но его претензии просто зашкаливают! Невежество и необразованность толкают Журдена на необдуманный поступок — преклоняться перед чужой, мало известной культурой.
Для комедии Мольера характерно и классическое триединство — времени, места и действия. События разворачиваются в Париже в доме господина Журдена, все время заключено в рамки одного дня. Основные же события показаны вокруг главного героя. В произведение включается и любовная линия, но она имеет второстепенный характер. Это небольшое отклонение от нормы, но благодаря таким нововведениям комедия только интереснее.
Что касается языка пьесы, то в основном он также соответствует принятым в то время канонам. Правда, для раскрытия персонажей, не принадлежащих к аристократическому кругу, автор использует народные обороты речи.
Итак, просмотрев все основные уровни художественной системы, мы видим, что на всех них в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» прослеживаются черты, характерные для классицизма. Их можно обнаружить в композиции, способах изображения героев, средствах выражения комического, речи персонажей.