Чему учат жизнь и произведения В. Г. Короленко?

Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом «совести эпохи». Вот что писал о нем И. А. Бунин: «Радуешься, что он живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынеш­няя литература».

Наверное, наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность. В моем представлении это чело­век сильный и цельный, отличающийся твердостью жизнен­ных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой,

способностью понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать, и это сочувствие всегда активно. Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью, не поколебали его веры в человека. Уважение к человеку, борьба за него — главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста.

Как человек Короленко всегда чувствовал ответственность перед самим собой и перед обществом. Это проявлялось в кон­кретных действиях. Таких, например, как защита удмурт­ских крестьян на Мултанском процессе или отказ от звания почетного академика: так он протестовал против решения об отмене выборов в Академию наук Максима Горького.

Художественные

произведения Короленко во многом авто­биографичны. Они вобрали в себя богатство жизненных впе­чатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу на­рода. Читая Короленко, поражаешься искренности и силе ав­торского слова. Ты сопереживаешь героям, проникаешься их мыслями и заботами.

Герои его произведений — простые русские люди. Многие из них пытаются ответить на вопрос: «Для чего, в сущности,

Создан человек?» Этот вопрос становится главным для автора и в «Слепом музыканте», и в «Парадоксе». В этом вопросе для Короленко соединяется философское решение проблемы с «неотвязным вопросом серой мужицкой жизни». Вступая в полемику с религиозно-аскетическими идеями Л. Н. Толсто­го, Короленко до предела заостряет свою позицию. «Человек создан для счастья, как птица для полета», — провозглаша­ет в «Парадоксе» существо, исковерканное судьбой. Если такую веру несет в себе человек, обездоленный жизнью, умный, циничный, презирающий всякие иллюзии, значит, действительно «все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление».

Так хочется согласиться с этим постулатом Короленко. И все новые подтверждения находишь в других произведениях писателя. Как бы ни была враждебна жизнь, «все-таки впере­ди — огни. » — такова главная мысль стихотворения в прозе «Огоньки». Вместе с тем оптимизм писателя отнюдь не бездум­ный, отвлеченный от сложностей жизни. Показательна в этом отношении повесть «Слепой музыкант». Труден путь самопо­знания слепорожденного Петра Попельского. Преодолевая страдания, он отказывается от эгоистического права обездо­ленного судьбой человека на тепличную жизнь. Путь героя лежит через познание и песен, и горестей народа, через погру­жение в его жизнь. А счастье, утверждает автор повести, — это ощущение полноты жизни и чувство своей нужности в жизни народа. Слепой музыкант будет «напоминать счастливым о не­счастных» — таков выбор героя повести.

Произведения Короленко учат не бояться жизни, прини­мать ее такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что «все-таки впереди — огни. «. Человек должен идти и дойти до этого света: даже если рушит­ся последняя надежда. Тогда это цельная личность, сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, ко­нечно, ее свет. Ведь сам Короленко был именно таким.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Чему учат жизнь и произведения В. Г. Короленко?